Еще каких-то 7–15 лет назад рейсами этих авиакомпаний летал каждый 10-й российский пассажир. А сегодня многие и не помнят их названий — «Трансаэро», «Авианова», «Добролет», Sky Express… Что стало причиной их исчезновения с табло прилетов-вылетов аэропортов России? Далеко не во всех случаях это были экономические кризисы 2008 и 2014: к уходу перевозчиков из большой авиации приводили и споры акционеров, и отказ в финансировании, и даже отзыв лицензии.

Sky Express

Первый российский лоукостер продержался в небе недолго, хотя стартовал успешно. Первый полет Sky Express выполнил в 2007 г. по маршруту Москва — Сочи, а уже в 2009 нарастил пассажиропоток почти в два раза и отправился за рубеж, нередко, впрочем, подвергаясь критике за задержку рейсов. Роковым для компании стал 2011 г. Сначала акционеры заявили о желании объединить Sky Express с авиакомпанией «Кубань», а затем Росавиация и вовсе отозвала у «Небесного экспресса» сертификат эксплуатанта с формулировкой «из-за ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния».

Кстати, «Кубань» отправилась следом за Sky Express уже в 2012 г., объявив себя банкротом.

Авианова

Компания «Авианова» была создана в 2009 г., а прекратила полеты уже в 2011. Причина банальна: лоукостер приносил слишком много убытков акционерам. На этой почве среди них разгорелся конфликт, российская сторона обвинила зарубежных инвесторов Indigo Partners в неумелом менеджменте. В результате Indigo Partners вообще прекратили финансирование «Авиановы». В октябре 2011 г. компания прекратила продажу билетов и осуществление полетов, а в 2012 лишилась лицензии и была признана банкротом.

Былина

Имя этого перевозчика было известно, скорее, в узких профессиональных кругах. Основанная в 1992 г., «Былина» считалась одной из первых чартерных авиакомпаний России. Она возила представителей спортклубов на соревнования, вахтовиков — на газовые и нефтяные месторождения, плюс обслуживала «випов» — в ее парке были Ту-134 и Як-40 класса «люкс». Подкосил «Былину» как раз один из мировых кризисов: перевозчик признался, что не может больше выполнять свои обязательства и сам попросил Росавиацию приостановить действие его лицензии. Что и было сделано 1 сентября 2014 г.

Processed with Rookie Cam

ВИМ-Авиа

Новость о прекращении полетов «ВИМ-Авиа» три года назад прозвучала как гром среди ясного неба. Компания, основанная в 2002 г., несколько лет входила в десятку крупнейших перевозчиков России и выполняла как пассажирские, так и грузовые рейсы по широкому спектру направлений. С ее билетами на руках в 2017 г. остались десятки тысяч пассажиров, а везти их было некому: аэропорты отказывались обслуживать ВИМ из-за долгов, воздушные суда находились под угрозой ареста по той же причине, а в отношении руководства компании инициировали уголовное дело. Ситуация даже попала в поле зрения президента, который потребовал ее оперативного решения. На эти цели из резервного фонда правительства страны выделили 98 млн RUR, а в 2018 г. «ВИМ-Авиа» признали банкротом.

История «Добролета» закончилась в 2014 г., когда Евросоюз ввел против него санкции за единственный рейс в Симферополь.

Добролет

Эта «дочка» «Аэрофлота» поставила своего рода антирекорд в отрасли. Фактически «Добролет» поработал меньше года и прекратил свою деятельность по весьма необычной причине: 30 июля 2014 г. Евросоюз ввел против него санкции за единственный рейс в Симферополь, почти полностью парализовав деятельность перевозчика. «Аэрофлот» спас дитя простым способом — закрыл прежнее предприятие и создал на его базе новое, всем известную «Победу». Первые рейсы она выполнила уже в сентябре 2014 г.

Когалымавиа

Один из ветеранов летной отрасли на протяжении своей истории демонстрировал то взлеты, то падения. «Когалымавиа» была основана в 1993 г., и сначала ее самолеты летали только из ХМАО в Москву. Однако скоро компания вошла в число крупнейших чартерных перевозчиков России. В 1998 г. отрасль признала ее «Самой эффективной авиакомпанией года», но в 2010 г. лайнеры «Когалымавиа» совершили две аварийные посадки, а в 2011 г. ее самолет сгорел в аэропорту Сургута, погибли три человека. В 2012 перевозчик решился на ребрендинг и стал называться Metrojet, а в 2015 г. его борт потерпел крушение над Синайским проливом. Катастрофа стала крупнейшей в российской летной отрасли, погибли 224 человека. В 2016 г. Росавиация запретила Metrojet выполнять рейсы.

Трансаэро

Компания «Трансаэро» с самого начала своей работы еще в 1990-х стабильно входила в список крупнейших, а главное — самых безопасных авиакомпаний России. У ведущего частного перевозчика страны «подломились крылья» на 25-м году работы: к 2015 г. «Трансаэро» накопила многомиллиардные долги и уже не могла рассчитывать на субсидии государства. «Вливания» в компанию правительство страны посчитало бессмысленным, и в октябре 2015 Росавиация лишила «Трансаэро» сертификата эксплуатанта. Пассажиров, купивших билеты на октябрь–декабрь, продолжал возить «Аэрофлот». В 2017 г. компанию признали банкротом, а в 2019 СМИ написали о возбуждении уголовного дела в отношении ее бывшего управляющего. Его обвинили в злоупотреблении полномочиями, повлекшими расхищение активов на сумму 1,1 млрд RUR.


Билеты без пересадок из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Архангельск

29.10.2020

05.11.2020

Билеты от 998

Адлер

26.10.2020

29.10.2020

Билеты от 1 698

Ярославль

15.10.2020

17.10.2020

Билеты от 2 000

Назрань

21.10.2020

28.10.2020

Билеты от 2 590

Белгород

07.10.2020

09.10.2020

Билеты от 2 970

Ижевск

13.10.2020

20.10.2020

Билеты от 2 998

Челябинск

31.10.2020

10.11.2020

Билеты от 2 998

Анапа

03.11.2020

05.11.2020

Билеты от 2 998

Дебрецен

10.02.2021

17.03.2021

Билеты от 3 253

Элиста

25.10.2020

27.10.2020

Билеты от 3 360