Mировое падение цен на энергоносители делает разработку шельфовых месторождений менее выгодной, однако некоторая активность наблюдается, и для ее развития требуются вертолеты, способные обеспечить надежные перевозки между сушей и морскими платформами.
Работа по самому перспективному по запасам Штокмановскому месторождению (Баренцево море, почти 4 трлн м3 газа и 56 млн т газоконденсата) фактически приостановлена еще в 2013 г., а недавно из-за введения санкций из проекта вышла французская компания Total, так что теперь "Газпрому" принадлежит 100% компании Shtokman Development. Штокмановское месторождение расположено в 550 км от Мурманска, до ближайшего берега около 300 км, что делает освоение месторождения чрезвычайно трудным.
Среди действующих проектов можно назвать Приразломное месторождение — единственное на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата (Печорское море, 55 км от поселка Варандей, более 70 млн т нефти, оператор — компания "Газпром нефть шельф"), а также действующие на основе соглашений о разделе продукции проекты "Сахалин-1" (северо-восточный шельф Сахалина, 485 млрд м3 газа и 307 млн т нефти, оператор — компания Exxon Neftegas, совладельцами которой выступают "Роснефть" (20%), ExxonMobil (30%), ONGC (20%) и SODECO (30%)) и "Сахалин-2" (Охотское море, 15 км от побережья, 634 млрд м3 газа и 182 млн т нефти, оператор — компания "Сахалин Энерджи" ("Газпром" — 50% плюс 1 акция, Shell — 27,5% минус 1 акция, Mitsui — 12,5% акций, Mitsubishi — 10% акций).
До сих пор при освоении шельфовых проектов применяются в основном вертолеты семейства Ми-8, однако для решения ряда задач эти машины не приспособлены. В частности, операторов не устраивают высокий расход топлива этих вертолетов и устаревший пилотажно-навигационный комплекс. Кроме того, дальность полета Ми-8 и грузоподъемность уступают современным конкурентам. Неудивительно, что иностранные производители вертолетов уже давно обращают пристальное внимание на российские шельфовые проекты.
Компания "Роснефть" выступила заказчиком среднего двухмоторного вертолета AgustaWestland AW189, в конце августа его шельфовая версия получила российскую сертификацию АР МАК. Первые 10 машин в рамках твердого контракта должны быть поставлены в период с конца 2015 г. по середину 2017 г. Они будут итальянского производства, но впоследствии сборку планируется осуществлять на подмосковном заводе HeliVert — совместном предприятии "Вертолетов России" и AgustaWestland.
Всего до 2025 г. "Роснефть" закупит 160 вертолетов этого типа. Отчасти помешать этим планам могут санкции в отношении американских двигателей General Electric CT7-2E1, которыми оснащаются AW189. Альтернативным вариантом могут стать французские двигатели Turbomeca Arrano, но эти работы еще не завершены.
В августе также появилась как официальная, так и неофициальная информация о том, что сахалинские операторы готовят сразу два тендера на новые вертолеты. Компания Exxon Neftegas намерена объявить тендер на поставку вертолетов нового поколения для работы на буровых платформах по проекту "Сахалин-1". А компания "Сахалин Энерджи" планирует заменить несколько вертолетов Ми-8 для своего проекта "Сахалин-2".
Одним из претендентов на участие в конкурсах выступает компания Airbus Helicopters с транспортным вертолетом H225 Super Puma, который впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2015, однако вертолет должен пройти российскую сертификацию. Как сообщил менеджер Airbus Helicopters по работе с заказчиками из нефтегазовой отрасли России, СНГ и стран Центральной Азии Оливье Шеер, сертификат будет получен осенью этого года.
По словам Шеера, H225 отвечает требованиям для работы в нефтегазовой отрасли OGP, включая полеты при всех известных условиях обледенения, и подошел бы даже для работы на Штокмановском месторождении, поскольку может преодолевать расстояние в 950 км от буровых плаформ до баз на материке, — но сейчас проект заморожен.
В Airbus Helicopters говорят, что спрос на вертолеты класса H225 в России оценивается в 60 ВС. По словам Шеера, сейчас поставки таких машин для месторождений на севере России также ограничены по политическим причинам, однако компания видит возможности на востоке нашей страны.
Можно предположить, что Exxon Neftegas, в которой участвует "Роснефть", будет склоняться в пользу AW189, но нельзя исключать, что "Сахалин Энерджи" с "Газпромом" остановят свой выбор на H225, поскольку планы на Штокмановское месторождение все-таки сохраняются. В принципе, в выборе разных типов вертолетов для двух проектов не было бы ничего примечательного, однако оператором вертолетных работ в обоих случаях выступает одна и та же компания "Авиашельф", а освоение эксплуатации сразу двух новых типов едва ли возможно, да и нецелесообразно. Так что по итогам конкурсов могут возникнуть самые разные варианты.
И, чтобы усилить интригу, надо сказать, что холдинг "Вертолеты России", в свою очередь, впервые показал на МАКС-2015 вертолет Ми-8АМТШ-ВА, рассчитанный на эксплуатацию в условиях Арктики и Крайнего Севера. Эта модификация разработана в интересах Минобороны, однако машина может эксплуатироваться и в гражданских целях, в том числе для шельфовых работ на Крайнем Севере.