"Аэрофлот" будет перевозить пассажиров с билетами "Трансаэро" на внутренних линиях до 15 октября включительно, затем будет осуществляться возврат денежных средств за приобретенные билеты. Об этом журналистам сообщил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.
"Обязательства перед пассажирами будут выполнены"
"Совет директоров "Аэрофлота" вчера принял решение, которое мы доводим до пассажиров. Обязательства компании "Трансаэро" перед пассажирами будут выполнены "Аэрофлотом". Это будет или перевозка пассажиров, или возврат денежных средств в полном объеме", — сказал Савельев.
По его словам, пассажиры с билетами "Трансаэро" на международных линиях будут перевозиться по 5 октября.
"Перевозки пассажиров из-за границы 5 октября не прекращаются пока все пассажиры не будут вывезены. Что касается билетов, приобретенных в составе турпакета, то их возврат будет осуществляться через туроператоров. Более подробная информация с пошаговым объяснением как осуществить возврат денежных средств или обмен билета, будет сегодня вывешена на сайтах "Аэрофлота" и "Трансаэро". Эта информация также доведена до наших колл-центров", — уточнили в пресс-службе "Аэрофлота".
Савельев также сообщил, что "Аэрофлот" не будет обращаться за господдержкой при перевозке пассажиров "Трансаэро".
Он напомнил, что "Трансаэро" в четвертой группе риска "Росавиации". "В этом случае останавливается продажа билетов, чтобы разобраться в этой ситуации, есть разные варианты, — сказал Савельев. — Мы вышли из сделки, но выполняем социальные обязательства перед пассажирами. Мы не обращаемся за денежными средствами и господдержкой в этой части", — подчеркнул гендиректор "Аэрофлота".
О долгах "Трансаэро"
"Аэрофлот" просит кредиторов "Трансаэро" с пониманием отнестись к ситуации и не создавать препятствий в работе, также сказал Савельев.
"Мы просим кредиторов с пониманием отнестись к сложившейся ситуации с авиакомпанией "Трансаэро", не создавать препятствий для развоза пассажиров", — сказал он.
"Акционеры и кредиторы "Трансаэро" должны будут принять один из вариантов санации "Трансаэро". После чего будет решена окончательная судьба авиакомпании", — сказал он.
"У Аэрофлота нет полномочий оплачивать старые долги "Трансаэро". Для этого будет создан клуб кредиторов, которые примут решения. В "Трансаэро" и "Аэрофлоте" создан штаб с участием представителей Росавиации, который будет работать в ежедневном режиме в течении двух недель до пятнадцатого числа для обеспечения перевозки и снятия тех возможных проблем, которые будут поступать по мере реализации этого плана. Мы в случае необходимости прибегнем к помощи других коллег авиаперевозчиков, как группы Аэрофлот, так и сторонних российских авиакомпаний. Пока, если нам не будут мешать, мы все выполним без задержки и сбоев", — также сказал Савельев.
О трудоустройстве сотрудников
В группу "Аэрофлот" могут быть трудоустроены 5-6 тысяч сотрудников авиакомпании "Трансаэро", сообщил Савельев.
"Аэрофлотом" формируется объединенный перевозчик на базе наших дочерних компаний. В случае принятия решений по "Трансаэро" "Аэрофлот" готов принять к себе не работу от 5 до 6 тысяч сотрудников "Трансаэро". Остальная часть коллектива — а в "Трансаэро" работают около 12 тысяч человек — будет трудоустроена совместными усилиями Роструда и Росавиации в авиакомпании России. Мы знаем, что в "Трансаэро" работает высококвалифицированный персонал, поэтому вопросов к ним нет", — сказал он.
"Мы исходим из того, что порядка 5 — 5,5 тысяч из 11 тысяч людей, по нашим оценкам, должны перейти в Аэрофлот", — подтвердил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
"Остальные — будем работать, будем смотреть. Будут и другие компании", — отметил он.
По словам Топилина, Минтруд начал вести переговоры по этому вопросу с "Аэрофлотом" и с "Трансаэро" после 1 сентября совместно с Минтрансом, Росавиацией, профсоюзами. При этом, по его словам, сама процедура перехода сотрудников в "Аэрофлот" еще не до конца ясна. "Насколько быстро, насколько плавно, на какие профессии, с переобучением или без, — это другой вопрос дорожных карт. Это пока не обсуждается, мы пока смотрим, как это сделать", — отметил министр.
"Я не думаю, что здесь будут какие-то пики", — надеется Топилин.
Минтруд РФ планирует создать специализированный центр помощи в трудоустройстве сотрудникам авиакомпании "Трансаэро", сообщил Топилин.
"Думаю, что на базе размещения Внуково мы создадим специализированный центр занятости и будем с ним работать", — сказал Топилин.
О дочерних компаниях
"Аэрофлот" объединит на базе авиакомпании "Россия" дочерние компании среднего сегмента, сообщил Савельев.
"Мы на базе авиакомпании "Россия" объединяем три "дочки", вместе с "Россией" это "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии". Они работают в одной нише среднего сегмента. "Победа" у нас лоукост. Процесс не быстрый, он может занять до восьми месяцев. "Трансаэро" туда бы вписалась, если бы мы договорились", — сказал он.
По словам Савельева, гендиректором объединенной компании "Россия" скорее всего станет нынешний гендиректор "Трансаэро" Дмитрий Сапрыкин.
"Трагедии здесь нет"
Вероятность возврата долгов "Трансаэро" не велика. Такое мнение высказал глава ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу "Россия 24" в рамках Международного инвестфорума "Сочи-2015".
"Проблема не в исках, мы считаем, что степень возврата с компании "Трансаэро" будет не велика. Компания была обречена, потому что никто не был заинтересован в ее спасении", — сказал он.
Костин отметил, что первоначальные собственники не предприняли каких-то мер для исправления ситуации. "Аэрофлот" был не заинтересован (в решении проблемы "Трансаэро" — прим. ред.), потому что для компании это дополнительное бремя долга абсолютно не нужно. "Аэрофлоту" нужен поток пассажиров, 19% доли рынка "Трансаэро", но "Аэрофлот" и другие компании и так перевезут этих пассажиров, получив определенные субсидии от правительства", — добавил он.
Кроме того, позиция правительства, по словам Костина, была озвучена первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, который сказал, что надо заботиться о людях, а не о компании. "Эта позиция понятна, в конце концов "Трансаэро" — частная компания, поэтому вся проблема осталась на руках у банков. Банков было довольно много, согласовать быстро позицию они не смогли, поэтому компания была обречена, и теперь дело каждого банка или пула кредиторов решать эту проблему", — заключил глава ВТБ.
Компания "ВТБ Лизинг" предоставила "Трансаэро" в лизинг 21 воздушное судно на сумму 40 млрд рублей, при этом 30% этой техники может быть передано "Аэрофлоту" и другим компаниям, заявил Костин.
"Что касается лизинга, то это 21 воздушное судно, ориентировочная стоимость их на балансе лизинговой компании порядка 40 млрд рублей. Мы считаем, что порядка 30% (авиатехники) по заявлению "Аэрофлота" и других компаний может быть востребована и мы можем эти 30% перевести на другие российские компании в лизинг. Ну а остальные будем продавать по всему миру или сдавать в лизинг в Азии, в Африке", — сказал Костин.
По его словам, "ВТБ Лизинг" при этом понесет некоторые финансовые потери. "Но в этом плане мы относимся к этому спокойно. Все-таки я уже больше 20 лет в банковской сфере. Банки должны зарабатывать, но бывают такие ситуации как с "Трансаэро", когда компания рассчитывала на большой рост рынка, приобретала много техники зарубежной и весьма дорогостоящей. Рынок изменился, издержки выросли. Трагедии здесь нет. Я считаю, что государство заняло правильную позицию", — сказал Костин.
Он не исключил, что к "Трансаэро" будут предъявлены иски о банкротстве. "Иски, наверное, будут, потому что положено, если не платят, иски подавать", — отметил он.
По его словам, кредит "Трансаэро" от ВТБ в 12 млрд рублей на 90% защищен госгарантией.
"Примерно 90% из кредита 12 млрд (рублей) обеспечен государственной гарантией, и правительство по этой гарантии расплатится", — сказал он.
Сбербанк намерен обратиться в суд
Сбербанк официально сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве "Трансаэро". Это следует из материалов Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц.
"Сбербанк уведомляет о своем намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" несостоятельным (банкротом)", — говорится в сообщении.
Долг "Трансаэро" перед Сбербанком не обеспечен госгарантиями, сообщил глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах Сочинского инвестиционного форума.
"ВТБ выдавал 9 млрд рублей в прошлом году под госгарантии. Мы выдавали раньше, поэтому у нас нет никаких госгарантий. У нас все либо будет возвращено, либо нет", — заявил Греф.
Ранее о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве "Трансаэро" уведомил Альфа-Банк.
Общий долг авиакомпании составляет около 250 млрд рублей. Среди основных кредиторов назывались Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк и другие.
Министр транспорта Максим Соколов сообщал ранее, что кредиторы пока не смогли прийти к консолидированному решению по реструктуризации существующей задолженности "Трансаэро" и дальнейшему взаимодействию.
Между тем источник ТАСС в авиационных кругах сообщил, что принципиальное решение о банкротстве "Трансаэро" принято — даже несмотря на то, что министр транспорта РФ сообщил, что исков кредиторов "Трансаэро" о банкротстве авиакомпании пока нет. Процедуру банкротства запускать могут не только кредиторы, но и сама компания.
Источник: tass.ru