О новых тенденциях в компоновке салонов пассажирских самолетов рассказывает вице-президент Airbus Инго Вуггенцер.
АТО: Господин Вуггенцер, тенденция к увеличению вместимости самолетов выгодна авиакомпаниям, но пассажиры относятся к этому скептически. По их мнению, авиакомпании стремятся затолкать в самолет как можно больше пассажиров. Поэтому в данном вопросе очень важна позиция производителя.
Что делает Airbus, чтобы развеять негативные впечатления пассажиров?
И. В.: Строго говоря, авиакомпаниям выгодно максимизировать доходы, предоставляя подходящие продукты и услуги на каждом рынке со своими особенностями. В соответствии с этими потребностями сегментации рынка мы предлагаем очень гибкие варианты: одни со свободным расположением кресел, другие с плотным, а иногда и комбинации обоих вариантов. Airbus стремится предоставить авиакомпаниям правильный набор вариантов и поэтому все наши салоны компонуются на базе удобных 18-дюймовых кресел в экономическом классе, они обеспечивают гораздо больше персонального пространства и комфорта для пассажиров по сравнению с базовыми 17-дюймовыми креслами нашего конкурента.
Другой важный инструмент для повышения прибыльности, который находится в фокусе нашей работы по развитию продукта, это так называемая максимизация доходного пространства. Путем перемещения функциональных элементов мы можем расширить личное пространство пассажира, которое он использует, например, во время приема пищи, то есть уровень комфорта сохраняется и при более плотной компоновке салона.
АТО: Все более популярным становится улучшенный экономический класс обслуживания. Что Airbus предлагает в этом сегменте рынка?
И. В.: Бизнес-класс постепенно эволюционировал к креслам, которые раскладываются в плоскую кровать, то есть, если посмотреть на личное пространство, функциональность и комфорт кресел, разрыв между бизнес-классом и типичным экономическим классом увеличился. И этот разрыв также отражается в доходных ставках и ценах на билеты.
Эта тенденция объясняет рост популярности улучшенного экономкласса. На сегодня 27 авиакомпаний эксплуатируют самолеты Airbus, имеющие компоновку с улучшенным экономическим классом, и мы ожидаем, что их число будет расти, поскольку позиционирование этого класса выше "эконома", но все еще на достаточном отдалении от бизнес-класса с полностью раскладывающимися креслами, позволяет увеличить доходы авиакомпании. Мы всегда стремимся помочь авиакомпаниям увеличить доходы, а установить улучшенный экономкласс можно очень эффективным способом, просто сократив количество кресел в ряду, например, с десяти до девяти на A380 или с восьми до семи на A330.
Также расширяется каталог кресел для улучшенного "эконома", которые можно устанавливать на самолеты Airbus.
АТО: Если двинуться в сторону экстремального экономкласса, как обстоят дела с компоновкой на 11 кресел в ряд для A380? Есть ли заказчики? Как объяснить, что никто из существующих эксплуатантов A380 даже не приблизился по вместимости к типовой компоновке A380 на 544 кресла?
И. В.: Самолеты A380 у нынешних эксплуатантов имеют компоновку с тремя или четырьмя классами обслуживания, что отражает ситуацию на тех рынках, где они работают. Многоклассные компоновки будут нормой для A380, хотя и двухклассные могут и, вероятно, будут использоваться на некоторых маршрутах. Наша типичная 544-местная компоновка отражает, скорее, направление, в котором развивается рынок A380, нежели выбор наших первоначальных заказчиков, — хотя пять из них уже выбрали улучшенный экономкласс.
Пока мы не можем объявить о заказчике компоновки на 11 кресел в ряд, но она привлекает серьезное внимание со стороны существующих и потенциальных эксплуатантов этого самолета.
АТО: Возможна ли установка вариантов Cabin-Flex и Space-Flex на классических A320CEO? Можно ли доработать ВС, которые уже находятся в эксплуатации?
И. В.: Вариант Cabin-Flex относится только к A321NEO, он позволяет увеличить вместимость самолета до 240 пасс. за счет более оптимального использования внутреннего пространства; начало коммерческой эксплуатации намечено на II квартал 2018 г. В самолете выполняется ряд доработок и меняется расположение аварийных выходов, поэтому конфигурация Cabin-Flex требует дополнительной сертификации. Эти работы движутся по намеченному графику.
Компоновка Space-Flex доступна для всех самолетов семейства A320 (как NEO, так и CEO), вместимость салона повышается за счет новой кухни и другого расположения туалетов. Самолеты с салонами Space-Flex сегодня летают, этот вариант можно устанавливать на уже эксплуатируемые ВС.
АТО: Не кажется ли вам, что традиционные системы развлечения морально устарели? Согласно исследованию компании OnAir, уже 97% пассажиров путешествуют с собственными мобильными устройствами. Возможна ли ситуация, когда традиционные системы благодаря своим большим экранам сохранятся разве что в высших классах обслуживания, тогда как в экономклассе выгоднее будет обеспечить всех Wi-Fi-доступом и розетками питания для гаджетов?
И. В.: Технологии систем развлечения на борту и предлагаемые продукты развиваются очень быстро; сейчас речь идет о системах четвертого поколения с легкими и тонкими экранами высокого разрешения, а также с гораздо большими объемами хранения данных. Однако тенденция "Возьми в полет свой гаджет" тоже развивается, поэтому самое новое предложение предусматривают организацию потоковой Wi-Fi-трансляции в салоне, а принимать ее могут как непосредственно гаджеты пассажиров, так и встроенные системы развлечений. Кроме того, новейшие системы дают пассажирам доступ к информации на их собственных устройствах через более удобные встроенные системы с большими экранами.
Разумеется, розетки питания в пассажирских креслах также становятся все более популярными.
На дальнемагистральных маршрутах авиакомпании обычно предлагают звуковые и видеозаписи для каждого пассажира на выбор, что обеспечивает систематичность предоставляемого продукта, и существующая рыночная тенденция показывает, что потоковая Wi-Fi-трансляция используется как дополнительная услуга. Мы пока еще не знаем, как все это изменится в перспективе, поскольку технологии и гаджеты постоянно развиваются; меняются и предпочтения пассажиров, но в ближайшем будущем стандартом для дальнемагистральных самолетов останутся встроенные системы развлечения, обладающие новыми функциями для взаимодействия с мобильными устройствами пассажиров.
АТО: Время от времени обсуждаются разные бредовые идеи о будущих компоновках салона — например, велосипедные седла вместо кресел или, вообще, стоящие во время полета пассажиры. Насколько адекватны подобные предложения? По вашему мнению, могут ли подобные идеи действительно радикально увеличить вместимость самолетов или все это досужие предложения людей, далеких от авиации?
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >> Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком, пройдите простую регистрацию или авторизуйтесь на сайте.
И. В.: Эти "бредовые идеи" не обязательно предлагаются людьми, далекими от авиации, они могут быть также связаны с некоторыми инновациями и патентами на определенные элементы подобных предложений (например, с новыми материалами или способами креплений). В сочетании с другими идеями они способны либо привести однажды в прорыву в нашем бизнесе, либо так и остаться в коллекции бредовых предложений. Airbus продвигает инновации и прорывные предложения, которые сделают нашу авиационную отрасль лучше для авиакомпаний, пассажиров и всех любителей авиации.