Hеобходимость оптимизации расходов авиакомпаний заставляет задуматься о таких элементах бизнеса воздушных перевозок, которые прежде воспринимались как данность. В частности, компания Zodiac Water and Waste Aero Systems (подразделение Zodiac Aerospace), которая занимается производством и поставками водо-вакуумных систем для самолетов гражданской авиации, в корне пересмотрела концепцию авиационного туалета и представила в этом году новый продукт, названный революционным туалетом (Revolution toilet). В России и СНГ ZWWS представляет компания United Interiors International (UII).
Суммарные расходы на эксплуатацию и ремонт одного обычного самолетного туалета составляют примерно18 центов на один летный час, рассказывает Дэвид Конрад, вице-президент по продажам, маркетингу и клиентской поддержке ZWWS. Мы сокращаем эту величину примерно до 9 центов. Это усредненные цифры, но они показывают, насколько авиакомпания может снизить расходы, поэтому мы и назвали свой туалет революционным.
Новый туалет имеет модульную конструкцию и состоит из пяти узлов, причем для ремонта можно заменять узлы по отдельности, а не демонтировать туалет целиком, как это было в прежней конструкции. Более того, замену этих компонентов можно выполнить на борту самолета. К тому же обычные туалеты предыдущего поколения производятся либо с правым, либо с левым крепежом, они не взаимозаменяемы, поэтому для ремонта необходимо иметь запчасти для обоих вариантов, что увеличивает эксплуатационные расходы. Сливной клапан нового туалета легко преобразуется из правого в левый, поэтому авиакомпании не нужно покупать запасные туалеты двух типов. Замена стандартных туалетов на новые требует инвестиций, но они быстро окупаются, говорит Дэвид Конрад. Для узкофюзеляжных самолетов инвестиции возвращаются примерно за два года, для широкофюзеляжных за 56 месяцев. Причина в том, что главная экономия достигается за счет сокращения расходов на ТОиР, а в широкофюзеляжном самолете туалетов много. Обычно сервис туалетов производится при каждом C-check, они эксплуатируются по состоянию, но срок службы зависит, скажем так, от тех рынков, на которых работает авиакомпания, у некоторых он достигает 2025 тыс. ч, у других всего 12 тыс. ч. Мы полностью пересмотрели конструкцию и материалы, у нашего туалета средняя наработка на отказ составит не менее 40 тыс. ч утверждает Дэвид Конрад.
Компания ZWWS сократила вес туалета благодаря применению композитных материалов для пьедестала и новой технологии производства чаши вместо традиционного использования нержавеющей стали.
Мы уменьшили вес конструкции на 46% всего лишь при помощи новых технологий, которые не всегда были доступны отмечает Конрад. Если учесть сокращение веса каждого туалетного модуля, находящегося на борту, экономия получается весьма ощутимой.
По его словам, в авиакомпании Swiss новыми туалетами уже оборудовано 12 самолетов A320, они летают с ноября прошлого года и суммарный налет без туалетных отказов превысил 30 тыс. ч. ZWWS получила заказы на новые туалеты от четырех авиакомпаний, не считая Swiss, а всего компания планирует поставлять 34 тыс. туалетов в год. В России потенциальный суммарный объем рынка Дэвид Конрад оценивает примерно в 1000 туалетов, а в целом по СНГ 1500. На ближайшие три года вместе с новыми самолетами A320 уже заказано 150 туалетов нового типа в России и около 200 в целом по СНГ.