Ограничивая льготы при ввозе в Россию иностранных самолетов, власти страны стремятся защитить интересы собственных производителей :: «Иркут»Теги: Новости, Авиакомпании, Промышленность, Регулирование, Финансы, Минтранс, Министерство экономического развития (Минэкономразвития), Минпромторг
Минэкономразвития РФ предложило продлить до конца 2019 г. разрешение на беспошлинный ввоз в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) самых популярных в мире коммерческих самолетов класса Airbus A320 и Boeing 737. Для того чтобы реализовать предложение, его предстоит провести через ряд инстанций. При этом оно не вступает с более ранней инициативой Минпромторга ограничить сроки льготного импорта самолетов.
Автором нового предложения выступила подкомиссия по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (входит в состав Минэкономразвития). Инициатива касается процедуры временного ввоза, льготный режим которого действует до 31 декабря 2017 г. Новый срок, предложенный подкомиссией, — 31 декабря 2019 г. Одновременно она предложила продлить срок беспошлинной эксплуатации таких самолетов с 5 до 8 лет.
В Минэкономразвития ATO.ru пояснили, что на встрече подкомиссии обсуждались реактивные самолеты с массой пустого снаряженного аппарата от 20 до 120 т. От пошлин предложили освободить ввоз самолетов, оснащенных более чем 110 креслами, пояснил Нариман Кутлубаев, директор по проектам производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Помимо упомянутых A320 и Boeing 737 в эту категорию попадают узкофюзеляжные Boeing 757 и широкофюзеляжные Boeing 767.
Решение подкомиссии предполагает внесение изменений в решение комиссии Таможенного союза (КТС; ныне — Евразийская экономическая комиссия) от 18 июня 2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». В действующей редакции решение № 331 предусматривает 5-летний льготный режим в отношении самолетов, ввезенных до 1 января 2017 г., и 10-летний — в отношении ВС, импортированных до 31 декабря 2017 г., пояснили ATO.ru в ГСС.
Предложение подкомиссии — лишь один из этапов подготовки соответствующего решения ЕЭК. Как рассказали ATO.ru в ГСС, «решение подкомиссии должно быть одобрено правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, которой и должна быть выработана позиция РФ для рассмотрения указанного вопроса на заседании коллегии Евразийской экономической комиссии, Совета ЕЭК. Предложение РФ должно быть рассмотрено всеми государствами — членами ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. — Прим. ATO.ru) и может быть реализовано только на уровне принятия соответствующего решения Совета ЕЭК».
В Минпромторге ATO.ru рассказали, что предложение, о котором говорится в решении подкомиссии при Минэкономразвития, сформировано при участии обоих ведомств, а также Минтранса и группы «Аэрофлот». «Изначальное предложение по продлению решения № 331 формулировалось следующим образом: возможность временного ввоза в РФ турбореактивных воздушных судов (пассажировместимостью свыше 110 мест) с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов до 31 декабря 2019 г. (на срок, не превышающий 12 лет) при условии, что воздушное судно при ввозе не достигло возраста 12 лет; при достижении воздушным судном возраста 20 лет оно должно быть вывезено либо за него должны быть уплачены таможенные платежи». Сократить льготный период 8 годами было решено, «принимая во внимание потребности РФ в защите производства российских воздушных судов». Одновременно возраст судов, в отношении будет действовать льготный режим, решили сократить до 16 лет.
Если решение подкомиссии согласуют на уровне ЕЭК, оно частично удовлетворит просьбу Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Напомним, ранее АЭВТ предлагала продлить отмену таможенных пошлин на самолеты иностранного производства, временно ввозимые на территорию РФ, с конца 2017 г. на 5 лет.
Сейчас решение № 331 распространяется на все самолеты, за исключением ВС с 51–109 креслами — аналогов российских региональных машин Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Однако без уплаты пошлин можно ввозить и их: это допускается при помещении ВС под иную таможенную процедуру — выпуска для внутреннего потребления, а не временного ввоза. Основанием для этого вида льготного ввоза служит иное решение КТС — № 130 от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС». В августе этого года Минпромторг РФ предложил сократить сроки действия льгот в рамках этого вида таможенной процедуры, рассказал Нариман Кутлубаев. Льготный период при импорте пассажирских самолетов вместимостью 50–300 кресел и массой 20–90 т предлагается ограничить концом 2019 г. В соответствии с действующей редакцией решения льготный период истекает в 2023 г.
Эту инициативу также обсуждают в Минтрансе и Минэкономразвития. В Минтрансе ATO.ru подтвердили, что прорабатывается «сбалансированное решение» с учетом предложений Минпромторга. В ведомстве подчеркнули, что продление срока временного ввоза по-прежнему актуально для российских авиакомпаний, пока на рынок не вышел МС-21.
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.
Спустя месяц после предложения Минпромторга правительство РФ направило на рассмотрение в Госдуму законопроект, который в том числе может ограничить закупку иностранной авиатехники. Поправки к Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» фактически позволят правительству требовать, чтобы при закупке или аренде зарубежной авиатехники стоимостью более 1 млрд руб. компании согласовывали сделки с комиссией по импортозамещению. Ожидается, что это нововведение поддержит развитие российского авиапрома. Новый режим регулирования может вступить в силу 1 января 2018 г.