Новую систему наблюдения за самолетами получат девять аэропортов РФ

Новости

Новую систему наблюдения за самолетами получат девять аэропортов РФ

Российская система МПСН «Альманах» может удерживая в поле наблюдения до 1000 объектов :: ЦРТСТеги: Новости, Аэропорты, Безопасность, ОрВД, Алмаз-Антей

Весной в питерском аэропорту Пулково заработает новая многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Альманах». Она позволит в режиме реального времени вести автоматизированный сплошной мониторинг движения воздушных судов и спецтехники в аэродромной и трассовой зонах, а также в зоне подхода аэропорта в радиусе около 10 км. Нововведение должно способствовать повышению пропускной способности и безопасности полетов воздушной гавани.

В рамках презентации «Альманаха» в Пулково заместитель начальника Службы ЭРТОС Санкт-Петербургского центра обслуживания воздушного движения Сергей Карякин рассказал, что в настоящий момент система проходит приемо-сдаточные испытания. По их завершению будет проведен наземный и летный контроль, после чего МПСН будет введена в эксплуатацию, предположительно в феврале-марте этого года. 

Выбор именно аэропорта Пулково как стартовой площадки для внедрения системы «Альманах» был объяснен близостью воздушной гавани к месту производства и расположению ее разработчика — НПП «Цифровые радиотехнические системы» (ЦТРС). Здесь же, в Пулково, в 2016 г. проходили и сертификационные испытания системы.

Стоимость внедрения системы «Альманах» в Пулково составляет около 130 млн руб. В эту сумму входит не только поставка «железа», но также проекты оснащения и размещения, строительно-монтажные работы, обучение персонала и др. Работу системы в аэропорту будут обеспечивать 20 принимающих станций и два передающих устройства. Кроме того, на наземных транспортных средствах установили 10 мобильных радиомаяков «Гном», транслирующих информацию о передвижении и идентификации машин, находящихся на аэродроме.  Еще 10 маяков производитель готов предоставить аэропорту на безвозмездной основе. Об этом журналистам рассказал генеральный директор ЦРТС Сергей Карапетян.

Стоимость одного радиомаяка варьируется в зависимости от количества заказанных, и для Пулково она составила 130 тыс. руб. с НДС. Остальное количество маяков аэропорт уже будет закупать за счет собственных средств. В пресс-службе Пулково прокомментировали АТО.ru, что сейчас объявлен тендер на оборудование еще 50 единиц техники радиомаяками, соответственно их поставщик будет известен по итогам конкурса.

Всесторонний контроль

Производство «Альманаха» организовано на площадке инновационного кластера Северо-Западного регионального центра концерна ВКО «Алмаз-Антей» в сотрудничестве с ЦРТС. Заказчиком выступает ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в целях реализации федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2020 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.09.2008 №652.

29 января в Пулково в рамках презентации системы для СМИ главный конструктор МПСН Юрий Капойко рассказал об особенностях ее работы. По словам специалиста, сама технология многопозиционного наблюдения появилась около 20 лет назад, примерно тогда же, когда и автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-B). МПСН представляет собой подобие вторичного радиолокатора, в котором координаты целей измеряются через сеть территориально-распределенных станций (сенсоров АЗН-В).

Как и в случае традиционных вторичных радиолокаторов, наземные стации МПСН посылают запрос, который бортовой ответчик на борту воздушного судна принимает и формирует ответ, посылаемый обратно системе. Этот ответ используется для измерения положения ВС, а также он передает дополнительную информацию, в первую очередь, барометрическую высоту и идентификацию самолета.

Но в отличие от традиционных локаторов, которые измеряют дальность и направление воздушного судна, для чего используется массивная вращающаяся антенна с узким лучом, станции МПСН принимают сигналы от целей со всех направлений, а координаты ВС вычисляются математическим способом по задержке времени прихода сигнала на разные станции. Такой способ измерения называется мультилатерацией, или гиперболическим позиционированием, поскольку геометрически место точек, соответствующих определенной разности времени прихода для любых двух станций, — это гипербола, а искомые координаты цели — их пересечения.

Всенаправленность системы позволяет создавать зоны наблюдения как на высоте до 20 км, так и на малых высотах и в горной местности. Также МПСН обладает более высоким темпом обновления информации (в течение 1 сек.) и более высокой точностью. Сами станции представляют собой компактную энергоэкономичную аппаратуру, которую можно устанавливать на существующей инфраструктуре, без капитального строительства.

Новую систему наблюдения за самолетами получат девять аэропортов РФ

Станции МПСН (красная антенна в центре) принимают сигналы от целей со всех направлений :: ЦРТС

«Альманах» является первой в России и второй в мире интегрированной многопозиционной системой, которая выполняет одновременно функции аэродромного и широкозонного средства наблюдения. Она поддерживает все режимы наблюдения, в частности, режим АЗН-В 1090 ES, который рекомендован ICAO в качестве единого стандарта для всего мирового воздушного пространства. Кроме того, «Альманах» отслеживает координаты ВС и других транспортных средств, которые находятся на летном поле аэродрома и на глиссаде.

Хотя зона действия МПСН в Пулково составляет около 10 км, система может работать и на больших расстояниях — до 100 км. Пропускная способность «Альманаха» составляет 250 единиц, однако технически система может обеспечивать мониторинг на аэродроме, удерживая в поле наблюдения до 1000 объектов.

Для организации отображения на рабочих местах диспетчеров УВД система «Альманах» сопряжена с комплексными системами автоматизации «Вега» (производства НПО «ЛЭМЗ») и «Галактика» (производства компании «Азимут»). «Эта система наблюдения помогает работать диспетчеру руления, особенно в условиях недостаточной видимости и плохой метеообстановки, и позволяет на экране системы контроля движения видеть положения воздушных судов, формуляр сопровождения, в котором указаны позывной и скорость. И таким образом обеспечивается безопасность ВС при заходе на посадку и при взлете», — сказал Капойко.

Новую систему наблюдения за самолетами получат девять аэропортов РФ

Мобильный радиомаяк «Гном» устанавливается на все виды наземных транспортных средств, находящихся на аэродроме :: ЦРТС

«Альманах» является аналогом вторичного обзорного радиолокатора и обеспечивает наблюдение в воздушной зоне аэродромного или районного диспетчерского центра, т. е. в зоне круга/подхода и на трассах. Также эта система включает в себя функцию контроля выдерживания высоты (HMU). Поскольку в большинстве случаев вычисляемое положение является трехмерным (т.е. система высчитывает не только координаты ВС, но и его высоту), то «Альманах» можно использовать для контроля бортовых высотомеров.

«Откуда возникла эта задача: уже порядка 20 лет (а в России это произошло всего лишь 6 лет назад) в мире действуют сокращенные интервалы вертикального эшелонирования, — пояснил Юрий Капойко. — Для того чтобы обеспечить безопасность при этом переходе ICAO разработало методологию бортовых высотомеров. По этой методологии суда коммерческой авиации должны проходить контроль высотомеров, для того чтобы гарантировать, что  сближения ВС на соседних эшелонах и столкновения не произойдет. Для этого ICAO было предложено использовать концепцию МПСН».

Кроме того, «Альманах» обрабатывает данные метеобстановки и планов полета и рассчитывает погрешности, которые затем поступают в центр мониторинга. «На сегодняшний день такой контроль осуществляется вручную, с помощью прибора GPS Monitoring Unit, для чего оператор должен вмести с ним сесть на борт воздушного судна, совершить пролет и потом обработать данные. Конечно, это очень сложно и долго, и охватить таким образом все то количество ВС, которое летает в нашем воздушном пространстве на высотах, где есть сокращенные интервалы, наверное, невозможно. Поэтому сейчас есть программа для разворачивания в России вот таких вот систем, которые позволят вести этот мониторинг эффективно и решить задачи ICAO по безопасности», — сказал главный конструктор МПСН.

Также стоит отметить, что по результатам исследований, инициированных Евроконтролем, подобные системы способны сократить затраты провайдера аэронавигационных услуг (в России -– Госкорпорация по ОрВД) на закупку и эксплуатацию систем наблюдения на 50% (и непосредственно влияют на сокращение затрат авиаперевозчиков).

В масштабах страны и мира

Новую систему наблюдения за самолетами получат девять аэропортов РФ

Сертификационные испытания системы проходили в аэропорту Пулково, который имеет сложную конфигурацию :: Аэропорт Пулково

Согласно планам Росавиации, уже в ближайшие годы еще восемь аэропортов страны будут оснащены «Альманахом». Следующим эксплуатацию системы начнет аэропорт города Минеральные воды, затем приблизительно с интервалом в 3 месяца МПСН российского производства появится в Самаре, Краснодаре, Казани, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске и  Владивостоке.

Сейчас ведутся переговоры о внедрении «Альманаха» и с аэропортом Хабаровска. Именно в Дальневосточном регионе планируется создать широкозонную МПСН, самую крупную в мире. Сегодня крупнейшая широкозонная МПСН эксплуатируется в Намибии, размер зоны ее действия превышает 1000 км.

Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

Кстати, помимо Пулково, система «Альманах» аэродромного назначения была уже закуплена аэропортами Кубы в связи с увеличившимся авиасообщением с США. Два комплекта системы уже эксплуатируются в этом государстве с марта 2017 г.

Источник

Оцените статью
Высший пилотаж