Теги: Новости, Промышленность, Airbus
20 февраля состоялась торжественная церемония поставки самого длинного из ныне выпускаемых двухдвигательных самолетов — А350-1000 первому заказчику и эксплуатанту такой модели — авиакомпании Qatar Airways. Интересно, что в разработке ВС принимал участие российский инженерный центр ECAR: его специалисты выполняли проектные и прочностные расчеты по хвостовой секции фюзеляжа, грузовому полу, модулям по установке систем и интерьера салона. А ведущим поставщиком титана для выпуска шасси и пилонов двигателей является российская ВСМПО-Ависма (общая доля титана в конструкции ВС составляет около 14%).
Линия финальной сборки
Передача машины состоялась на заводе Airbus в Тулузе (Франция; аэропорт Тулуза-Бланьяк). Там находится финальная линия сборки (FAL) машин семейства A350XWB, в которое также входит базовая модель А350-900. В Тулузу специальными грузовыми самолетами Beluga привозят уже полностью готовые секции, выпускаемые на заводах компании в Европе.
Первым коммерческим эксплуатантом А350-1000 стала катарская Qatar Airways :: ATO.ru
Тут же собирается другой представитель семейства — менее вместительный вариант А350-900. В 2014 г. был поставлен первый такой самолет стартовому эксплуатанту, которым также стала Qatar Airways. Число поставок А350-900 постоянно росло и в прошлом году достигло 78 ВС (+60%). К концу года планируется нарастить объёмы выпуска таких машин до 10 в месяц (то есть от начала финальной сборки до поставки готового самолета заказчику будет проходить около двух с половиной месяцев).
Сборка А350 для авиакомпании Philippine Airlines (хвост самолета уже окрашен в ливрею перевозчика) :: ATO.ru
В дальнейшем предполагается увеличение объема произведённых ВС, однако в Airbus конкретные цифры предпочли не озвучивать. Но в компании рассказали, что у производителя есть возможность нарастить темпы сборки до 13-14 ВС в месяц, если этого потребует рынок. При этом спрос на машины нового семейства оценивается примерно в 8100 бортов на ближайшие 20 лет. На сегодня 45 заказчиков уже приобрели 854 таких борта. Ожидается, что портфель заказов вырастет в том числе и за счет предстоящей необходимости замены Boeing 777-300ER.
Сегодня эксплуатируется 146 самолетов А350-900 у 17 авиакомпаний мира. Вторым по величине эксплуатантом А350 (после Qatar Airways) выступает Cathay Pacific :: Transport Pixels // Wikimedia.org
Двигатели для А350-1000 — XWB-97 визуально имеют практически идентичный размер, как и у моторов XWB-84 для А350-900, несмотря на то что первые имеют большую тягу (44 т против 38 т соответственно).
На А350-1000 устанавливаются двигатели Rolls-Royce XWB-97 :: ATO.ru
При этом А350 особо интересен тем перевозчикам, которые уже сегодня эксплуатируют А330. Для ВС обоих типов требуется единый допуск пилотов. В кабине пилотов А350 есть такие системы, как ROPS (система предотвращения выкатываний с ВПП) и Brake-To- Vacate (система автоматического торможения в зависимости от выбранного съезда с ВПП). Также здесь присутствуют сенсорные экраны, которые, по данным Airbus, впервые установлены на широкофюзеляжном самолете.
Кабина пилотов А350 :: ATO.ru
Как собирают А350
Производственный комплекс А350XWB расположен на территории площадью 11 га. Он включает в себя основной производственный цех, где проходят работы по финальной сборке ВС, а также складские помещения, офисы и площадку для проведения статических испытаний. Общая площадь цехов, где осуществляется сборка А350, составляет 53 тыс. кв. м. Отличительная особенность программы А350XWB — внедрение принципов параллельной сборки: структурная сборка самолета происходит вместе с установкой элементов пассажирского салона. Этот подход позволяет сократить общее время нахождения ВС на FAL на 20%-30%.
- На первом этапе идут работы по подготовке трех секций фюзеляжа к окончательной сборке, а также установке крупногабаритных элементов салона.
- На втором этапе стыкуются три секции фюзеляжа и устанавливаются носовые стойки шасси, а также монтируются кухонные и туалетные блоки и комнаты отдыха экипажа.
- После сборки фюзеляжа происходит первое подключение электропитания, установка консоли крыла, вертикального и горизонтального оперения, основных стоек шасси, пилонов двигателей. При этом попутно идет установка элементов интерьера салона (пол, отсеки для хранения ручной клади, потолочные и боковые панели).
- Далее самолет проходит серию всесторонних технических проверок: тестирование электрической, гидравлической систем, навигационного оборудования, проверка работы элементов механизации крыла, топливной системы и механизмов выпуска шасси. Параллельно с этим продолжаются работы по оборудованию интерьера салона.
- Потом ВС проходит серию внешних тестов, которые проводятся на специальной площадке рядом с линией сборки. Речь идет в том числе о проверке на утечку топлива, испытании системы радиосвязи, проверке пассажирских и грузовых дверей.
- После на самолете завершаются работы по установке пассажирского салона, бортовых систем развлечения, элементов кабины экипажа, а также устанавливаются двигатели.
- Затем осуществляется покраска в цвета ливреи заказчика (занимает 7-18 дней). Airbus использует краску с пониженным содержанием полиуретана и летучих органических соединений. Краска наносится с помощью специального электростатического пистолета для порошковой окраски, который позволяет наносить краску ровным, тонким слоем, оптимизируя, таким образом, общий вес лакокрасочного покрытия на самолете.
- На финальном этапе перед поставкой ВС заказчику тестируются двигатели, и ВС совершает первый полет.
Факты
— Семейство самолетов А350XWB на 53% состоит из композитов. Также при производстве этих машин применяются титановые и алюминиевые сплавы нового поколения. Благодаря использованию новых технологий снижается вес ВС, а также попутно повышается коррозиестойкость и защита от преждевременного появления усталостных трещин. В результате Airbus обещает снижение расходов на ТОиР для авиакомпаний на 40%. Кроме того, на А350-900 и А350-1000 устанавливается около 95% одинаковых запчастей.
— А350XWB обладает профилем крыла с переменной кривизной. Благодаря этой отличительной аэродинамической особенности крыло ВС наилучшим образом автоматически адаптируется под конкретную фазу полета, уменьшая сопротивление и сокращая расход топлива.
Qatar Airways не мелочится
Авиаперевозчик Qatar Airways является крупнейшим эксплуатантом и заказчиком ВС семейства. Сегодня его флот более чем наполовину состоит из широкофюзеляжный самолетов. Вместимость А350-1000 у Qatar Airways составляет 326 пасс., что на 44 больше, чем у А350-900 перевозчика. Оператор не исключил возможности того, что ему потребуется больше более вместительных машин, поэтому у него есть возможность конвертации части заказа на А350-900 в А350-1000.
Сейчас в парке Qatar Airways, по данным из открытых источников, 23 А350-900 :: Helmy oved // Wikimedia.org
Авиакомпания уделяет особое внимание комфорту пассажиров. Хотя у неё первый класс есть только на двухпалубных А380, но организация пространства в «бизнесе» может посоперничать с первым классом других авиакомпаний мира (в 2017 г. Skytrax присудила бизнес-классу Qatar звание лучшего в мире). Новейшее решение — Qsuite. Сиденья можно раскладывать до двухспальный кровати. Из-за некоторых сложностей с установкой Qsuite поставка первого А350-1000 состоялась с небольшой задержкой (изначально планировалось, что клиент получит ВС до конца 2017 г.).
Сиденья Qsuite в бизнес-классе трансформируются в двухспальную кровать :: ATO.ru
Airbus также предусмотрел возможность отдыха для экипажей для перелета на дальнемагистральных рейсах.
Место отдыха для экипажей, расположенное между кабиной пилотов и кухней для пассажиров бизнес-класса, находящейся в передней части салона :: ATO.ru
Примечательно, что ВС поставлено в последний день работы в Airbus управляющего директора компании и президента Airbus Commercial Aircraft Фабриса Брежье. С 21 февраля на его должность заступил Гийом Фори, прежде бывший на позиции гендиректора Airbus Helicopters.
Российские перспективы
Летом этого года на авиасалон МАКС в Жуковский Airbus уже во второй раз привез самолет A350XWB. Отвечая на вопрос, видит ли производитель спрос со стороны российских операторов на это ВС, в компании сообщили, что объемы пассажироперевозок выросли, в особенности на международных рейсах, в связи с чем спрос на дальнемагистральные ВС будет расти. «Если взглянуть на долгосрочный прогноз российского рынка, мы ожидаем, что российским перевозчикам в ближайшие 20 лет потребуется около 1200 самолетов. Большинство из них — около 1000 единиц — будут узкофюзеляжными. Но спрос на широкофюзеляжные машины действительно начинает восстанавливаться», — говорил Андреас Крамер, вице-президент Airbus по Восточной Европе и Центральной Азии.
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.
Пока «Аэрофлот» ожидает начало поставок А350-900, Airbus продолжает передачу других своих ВС российским авиакомпаниям прямо с завода. Так, в Тулузе был замечен планер А320neo без двигателей в ливрее S7 Airlines («Сибирь»). Напомним, из-за проблем с силовыми установками от Pratt & Whitney (именно такие моторы выбрал оператор для своих ВС) этот перевозчик не исключал возможности задержек в поставках таких машин. Также на заводе во Франции стоял новый А320ceo в ливрее «Аэрофлота».