Стало известно, что F-35 создали на основании Як-141

Новости

Стало известно, что F-35 создали на основании Як-141

Новости

Стало известно, что F-35 создали на основании Як-141

Facebook
Twitter
Вконтакте
Одноклассники
Google+

Долгое время умалчивался факт происхождения ударного истребителя F-35, стоимость проекта которого оценивается в триллион долларов. Как оказалось, его сконструировали на базе советского истребителя, доступ к которому Lockheed Martin получила только по той причине, что российская аэрокосмическая станция очень сильно нуждалась в финансовых средствах.

F-35 создали на основании многофункционального самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-141 «Фристайл», время разработки которого пришлось на  бурную эпоху в развитии российских вооруженных сил. И хоть первый полет этого самолета в 1987 году стал настоящей революцией в развитии СВВП, это было время перестройки, когда российская военная машина ощущала острый дефицит средств для поддержания проекта.

ОКБ имени Яковлева, что занималось разработкой Як-141, внезапно столкнулось с жесткими реалиями: чтобы получить необходимые запчасти требовались деньги, которых у бюро не было. Спустя 30 лет с момента первого полета Як-141 самолеты F-35B Корпуса морской пехоты США вертикально взлетают с палуб авианосцев. Экспериментальный советский истребитель из-за кризиса и развала страны породил таким образом самые злополучные самолеты современности.
Первый самолет вертикального взлета СССР

Як-141 призван был стать серьезным технологическим прогрессом в советской программе СВВП, активные работы по которой стали проводится в 1970-х годах, когда в СССР подметили успех программы британского самолета «Харриер». Изначально разработчики бюро Яковлева испытывали трудности и не могли сдвинуться с мертвой точки из-за неудачного опыта эксплуатации предыдущего самолета Як-38 «Форджер», который военные назвали чередой летающих экспериментов.

Як-38 был принят в эксплуатацию как концепт, но не дотягивал по боевым возможностям к «Харриеру», также у него не было надежной РЛС, а катапультируемое кресло, предназначенное для спасения жизни пилота, могло сработать само по себе. Поэтому его никогда не собирались использовать в реальном бою, эта система СВВП более 10 лет находилась в советской военно-морской авиации.

При разработке Як-141 была поставлена цель исправить недостатки Як-38, а именно увеличить дальность и скоростные характеристики. Была одобрена постройка двух прототипов, которые совершили первый полет в 1987 году. Самолету принадлежит несколько рекордов, в том числе он стал первым в мире сверхзвуковым СВВП.

В сентябре 1991 года один из двух прототипов взорвался, выполняя посадку на авианосец, после чего работы по программе были приостановлены. Советский Союз в последние месяцы своего существования находился в условиях политической и экономической катастрофы.

Смятение, охватившее российское военное руководство, создало для ОКБ им. Яковлева массу проблем, которые нужно было решить, чтобы выпустить Як-141.

Помочь в финансовом плане разработчикам согласился многомиллиардный подрядчик из США. Американский гигант «Локхид Мартин» стал инвестировать программу Як-141, преследуя тем самым завладение доступа к некоторым секретным технологиям.  В 1991 году между российской и американской компаниями было подписано соглашение о финансировании дополнительных прототипов Як-141.

Этот контакт вероятнее всего был для американцев прикрытием для закупки тестовыух данных по проекту Як-141, в том числе наиболее важной информации  о развитии программы СВВП, полученной за годы испытаний.

Сегодня можно утверждать почти с полной уверенностью о том, что для создания F-35 использовались данные старого советского самолета вертикального взлета и посадки. То есть, фактически,  F-35 обязан своим существованием советской программе вооружений, продукт которой так и не стал востребованным.

Источник

Оцените статью
Высший пилотаж