Авиакомпании 192 государств — членов ICAO перевезли около 4,1 млрд авиапассажиров в 2017 годуПодробно об авторе: Виталий Бордунов, профессор, эксперт по международному воздушному праву и ИКАО, эксперт Экспертного Совета РосавиацииТеги: Мнения, Авиакомпании, Международные перевозки
«Международное воздушное право и ICAO» — под таким названием в прошлом году Институт воздушного и космического права AEROHELP (Санкт-Петербург) перевел на русский язык и издал учебник известного канадского юриста Майкла Мильде. В нем освещены вопросы практики осуществления современных мировых воздушных сообщений и порядка выполнения их в рамках международных воздушных перевозок, а также дается характеристика международно-правового пространства, созданного государствами на основе многосторонних, региональных и двусторонних договоров и соглашений для целей международных воздушных передвижений. Благодаря этому международно-правовому подспорью авиакомпании 192 государств — членов созданной в 1947 г. Международной организации гражданской авиации (ICAO) перевезли в прошлом году около 4,1 млрд авиапассажиров.
К примеру, в 2017 г. в Европе путешествовали по международным воздушным маршрутам примерно 850 млн пасс. Такой же поток авиапассажиров был перевезен в США в 2017 г. На этом фоне российские международные авиаперевозки выглядят довольно скромно. В прошлом году всего 105 млн российских пассажиров воспользовались услугами по авиаперевозкам, в том числе на международных линиях их количество составило 42,5 млн чел. (речь идет о перевозках российскими авиакомпаниями).
Успешность и экономическая эффективность национальных международных авиаперевозок зависит от многих факторов. Огромное значение для реализации авиакомпаниями своих коммерческих планов освоения международного рынка авиаперевозок имеют юридические знания менеджеров авиакомпаний — точнее, их компетентность и умение правильно применять ресурсы и потенциал международного воздушного права при принятии руководством авиакомпании различных управленческих решений.
В современной России компетентность в сфере международного воздушного права в авиатранспортной отрасли не распространена. Да и откуда ей взяться, если в учебных заведениях страны будущим авиаторам это право практически не преподается. Дисциплина «Воздушное право» читается только будущим пилотам и диспетчерам ОВД в СПбГУ ГА, МГТУ ГА и УВАУ ГА в течение одного семестра. Не лучше обстоит дело с компетентностью высшего и среднего звена управленческого аппарата отрасли, хотя именно от них требуются глубокие знания прописных истин международной авиационной цивилизации, узаконенных международным воздушном правом.
Целью Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. является установление единообразия правил и процедур международной аэронавигации. На воплощение этой цели успешно работают ст. 37 и 38 Чикагской конвенции 1944 г. и сама ICAO. Благодаря этому в мире сложилась и успешно функционирует международно-правовая система единообразных правил международной аэронавигации, основанная на требованиях стандартов девятнадцати Приложений к Чикагской конвенции.
Казалось бы, национальному регулятору при осуществлении правовой политики в сфере международной стандартизации правил аэронавигации стоило бы строго придерживаться курса ICAO, как того, собственно, требует сама Чикагская конвенция. Однако вместо этого регулятор проводит в некоторых случаях политику произвольного отказа от соблюдения требований стандартов ICAO. В частности, в противовес международной системе сертификации воздушных судов установлена национальная система сертификации ВС, что очень дорого обходится стране. Ее ущербная несовместимость с международными требованиями ICAO в этой сфере фактически блокирует допуск нашей авиационной продукции на мировой рынок на радость нашим конкурентам.
Допущенные промахи правовой политики говорят о невысоком уровне знаний о международном воздушном праве в авиатранспортной руководящей и управляющей среде. Вот почему выход на русском языке учебника «Международное воздушное право и ICAO» Майкла Мильде придется очень кстати.
Видный канадский юрист, профессор Майкл Мильде длительное время возглавлял Юридический комитет ICAO (1978–1991 гг.), а затем Институт воздушного и космического права Макгильского университета (Монреаль, Канада). Обладая огромным практическим опытом работы в сфере международного воздушного права в рамках ICAO, Мильде выпустил свою работу в 2012 г. Ее ценность состоит в том, что в ней глубоко проанализированы сложные процессы развития международного воздушного права в XX веке и то, каким оно теперь предстает в XXI веке в качестве регулятора международных воздушных сообщений и современной системы международных авиационных отношений. Таким образом, пытливый и любознательный российский читатель получает возможность увидеть полноценную картину эволюции становления и формирования в международном праве специальной отрасли в динамике, в неразрывной связи с развитием мировой гражданской авиации.
Правовая конструкция системы действующего международного воздушного права уходит своими корнями в начало XX века. Тогда, в 1919 г., была принята Парижская конвенция о международных воздушных передвижениях. С тех пор накопился значительный опыт международно-правового регулирования деятельности международного воздушного транспорта. В этой связи в работе обстоятельно рассмотрена история становления воздушного права, дан обстоятельный анализ Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), проанализированы «Международный правовой режим воздушного пространства», «Международный правовой режим воздушных судов и их эксплуатация», «Правовой режим международного воздушного транспорта». Особо рассмотрены в работе Майкла Мильде «Международная организация гражданской авиации (ICAO)», «Правовое регулирование авиационной безопасности» и «Международная унификация частного воздушного права через ICAO»
Выход в России учебника Майкла Мильде «Международное воздушное право и ICAO» очень своевременен, и он может восполнить пустоту знаний, возникшую в этой области из-за свертывания научно-исследовательских работ по воздушному праву, проводившихся в СССР в 1970–1991 гг. Правда, время от времени появляется специальная литература по вопросам национального и международного воздушного права. Издают ее по собственной инициативе такие специалисты, как Б. П. Елисеев, В. Д. Бордунов, С. С. Юрьев, А. И. Травников, А. А. Баталов, Ю. Н. Малеев, Н. Н. Остроумов. Издание работы Майкла Мильде также результат научного подвижничества Института воздушного и космического права AEROHELP, некоммерческой организации по своей юридической природе. Поразительно, но регулятор не поддерживает и не планирует проведение научно-исследовательских работ в сфере воздушного права так, как это было поставлено в советское время. Отсюда катастрофически низкий уровень правовой культуры в авиатранспортной отрасли. Авиаторы не изучают международное воздушное право в учебных заведениях. Именно поэтому при выстраивании стратегии международных воздушных перевозок национальные авиаперевозчики чаще всего не способны использовать выгоды и преимущества действующего международного воздушного права с пользой для себя. Как правило, управленческий персонал авиакомпаний чаще всего не обучен использованию международно-правовых знаний на практике. Выдающаяся работа профессора Майкла Мильде может помочь авиаторам повысить уровень своей компетенции. В этом состоит ее практическая ценность и значимость.
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.
В этой связи возникает естественный вопрос, а готовятся ли подобные работы в России? Есть известный афоризм: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В условиях отсутствия явного интереса государства к развитию науки воздушного права в России авиационному бизнесу стоит подумать о поддержке исследований в области международного воздушного права, с тем чтобы полученные новые знания помогали российским перевозчикам повышать экономическую эффективность международных воздушных перевозок.