Нежность к бездомному зверю

Новости

Нежность к бездомному зверю

Крылатый ветеран Ту-104 с бортовым номером СССР-42382 обретает уже третью по счету жизнь :: Александр ЛистопадТеги: Блоги, Промышленность

Первому советскому реактивному лайнеру Ту-104 досталась яркая судьба. Он бывал в разных уголках мира, не раз был замечен в кинофильмах. Честно отслужив "Аэрофлоту", достойно "вышел на пенсию". Казалось бы, настала пора "сдирать подковы" (отлетавшие свое самолеты обычно идут в буквальном смысле под нож, в утиль), но нашему герою — ВС с бортовым номером СССР-42382 — было предначертано иное. Благодаря авиационным энтузиастам новосибирского Академгородка "пенсия" стала земным продолжением карьеры, когда организатор Юношеской планерной школы Валерий Михайлович Рыцарев присмотрел ему место в аэроклубе под Бердском. 27 июня 1978 г. самолет самостоятельно перелетел на новое место жительства и произвел успешную посадку на поле бердского аэродрома.

Воздушное судно стало служить учебной аудиторией и хранилищем инвентаря для парашютистов-планеристов. Были планы со временем сделать его частью музея под открытым небом. Ребята с самого начала проникались изяществом стремительных форм, и, может быть, благодаря атмосфере, царящей в салонах лайнера, многие из них становились летчиками в большой авиации. В 90-е аэроклубу не удалось миновать запустения. Самолет на долгое время оказался заброшен, часть оборудования  разграблена или просто разбита. Именно таким его впервые увидела в 2009 г. Мария Карманова — молодой ученый-математик, в чьих добрых руках с тех пор находится крылатый ветеран, обретая уже третью по счету жизнь.

Интерес к самолетам у Марии появился, когда она начала заниматься научной работой и стала часто летать в командировки на конференции. Но, разумеется, в кабину современного самолета из-за строгих правил не попадешь. Поэтому, когда девушка узнала, что недалеко от работы есть самолет, в котором можно заглянуть в кабину пилотов, идея поехать и посмотреть на него возникла сама собой. Первая встреча принесла массу ярких впечатлений, но, с другой стороны, расстроило состояние, в котором пребывал первенец советской реактивной эры.

Нежность к бездомному зверю

Когда Мария узнала, что недалеко от работы есть самолет, в котором можно заглянуть в кабину пилотов, идея поехать и посмотреть на него возникла сама собой :: Александр Листопад

Сегодня в мире остаются всего шестнадцать Ту-104, три из которых находятся в Чехии, три — на Украине. Конечно, ни один из них уже не поднимется в воздух, и в лучшем случае некоторым досталась судьба музейных экспонатов. Мария поставила более смелую цель — добиться полной или почти полной работоспособности систем лайнера.

Нежность к бездомному зверю

Мария поставила более смелую цель — добиться полной или почти полной работоспособности систем лайнера :: Александр Листопад

Упор делается на оригинальное восстановление, именно этим и уникален бердский проект. Многие западные авиареставраторы выбирают менее кропотливый путь и ставят похожий новодел. "Кстати, по сохранению исходного: максимум, что я допускаю, — это изготовление щитков для приборных панелей".

Нежность к бездомному зверю

Упор делается на оригинальное восстановление, именно этим и уникален бердский проект :: Мария Карманова

Мария поясняет, что с заменой оборудования щитки также переделываются, поскольку оборудование у самолетов разных серий отличалось. И модернизировалось оно по-разному: "Например, у Ту-104А СССР-42322, который находится в ульяновском музее, оно отличается от оборудования, которое ставилось на Ту-104А СССР-42382. Поэтому найденные щитки могут элементарно не подойти".

При восстановлении руководитель проекта старается устанавливать оборудование, которое близко к началу освоения Ту-104. По словам Марии, хочется показать, что когда-то этот самолет был не чем-то устаревшим, а представлял собой успех науки и техники. Салон также по возможности оформляется в духе того времени, когда пассажирам было по-настоящему комфортно летать.

Нежность к бездомному зверю

Салон также по возможности оформляется в духе того времени :: Александр Листопад

Со временем была налажена связь с ведущими авиационными организациями. Из ПАО "Туполев" было получено немало полезной документации, технические описания оборудования, конструкции планера, силовой установки и многое другое. Конечно, идет обмен опытом и с подобными авиационными энтузиастами. Команда активно общается с коллегами из Музея ВВС в Монино. В Чехии, где Мария была по работе, через местных любителей авиации удалось найти литературу с описанием бортовых систем Ту-104, которая пригодилась для восстановления кабины. Например, именно оттуда удалось найти информацию по установке датчика воздушной скорости НИ-50БМ-ДВС (на фото ниже, слева).

Нежность к бездомному зверю Нежность к бездомному зверю
:: Александр Листопад
:: Александр Листопад

На сегодня поиск недостающих запчастей не завершен. В пилотской кабине все еще отсутствует левый (командирский) штурвал, и найти его пока не удалось. Девушка признается, что сейчас многие задачи трудновыполнимы, но не теряет надежду, что нужные для этого средства, время и особенно специалисты найдутся.

Нежность к бездомному зверю Нежность к бездомному зверю
:: Александр Листопад
:: Александр Листопад

Сейчас работы по восстановлению ведутся силами небольшой группы энтузиастов во главе с Марией, практически без сторонней финансовой поддержки. Участники занимаются проектом в свободное от работы время, поэтому часто попадают в зависимость от внешних обстоятельств. Кроме того, в процессе решения проблем могут возникнуть новые трудности, о которых ранее и не подозревали. Тем не менее дело движется: на стадии тестирования уже разработанный и собранный Русланом Бейноевым источник питания, идет работа по "оживлению" радиостанций Р-800.

Нежность к бездомному зверю

Сейчас работы по восстановлению ведутся силами небольшой группы энтузиастов практически без сторонней финансовой поддержки :: Александр Листопад

И подобных изюминок — множество. Например, использование чрезвычайного режима, который применялся на взлете в случае отказа одного из двигателей. После его использования двигатель снимался на детальный осмотр.

Кстати, и сама в чем-то "хулиганская" посадка Ту-104 на грунтовый аэродром по-своему уникальна для данного типа, ведь он использовался на аэродромах с бетонным покрытием. И для его перелета из Толмачево в Бердск пришлось пройти через ряд согласований и выполнить необходимые измерения грунта на летном поле.

Нежность к бездомному зверю

Коллективная фотография основных участников проекта. Слева направо: Дмитрий Карпенко, Максим Зотов, Руслан Бейноев, Мария Карманова :: Фото предоставлено Марией Кармановой

Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

Напоследок очень хотелось узнать, каким Мария видит будущее своего детища и каково ее — как руководителя проекта по авиареставрации — мнение насчет поддержки подобных начинаний. "По поводу далеких перспектив загадывать не буду, — улыбнулась Маша. – А предложение, наверное, такое: надо беречь и сохранять в достойном состоянии то, что мы имеем. А также поддерживать инициативу по восстановлению самолетов-памятников или хотя бы не мешать тем, кто этим занимается".

Источник

Оцените статью
Высший пилотаж