За последние два месяца прекратили существование пять европейских авиакомпаний :: Anna Zvereva // Wikimedia.orgТеги: Новости, Авиакомпании, Norwegian Air Shuttle, Level, Eurowings, Small Planet Airlines, Azur Air Germany, Air Berlin (airberlin), International Airlines Group (IAG)
Скандинавская низкобюджетная авиакомпания Primera Air, имеющая также подразделение в Латвии, объявила о прекращении полетов из-за финансовых проблем. Это уже четвертая европейская авиакомпания, останавливающая работу с начала августа. Еще один оператор — немецкое поздразделение Small Planet начало процедуру банкротства и ищет инвестора, который помог бы наладить ситуацию.
Напомним, что 1 августа полеты остановила бельгийская VLM Airlines, 29 августа — швейцарская SkyWork Airlines, 26 сентября — Azur Air Germany, а теперь и Primera Air. 19 сентября немецкое подразделение литовской авиакомпании Small Planet объявило о реструктуризации, но оно рассчитывает продолжать выполнение рейсов. По мнению агентства Scope Ratings, если европейские авиакомпании не прибегнут к объединениям или поглощениям, подобная тенденция продолжится.
Жесткая конкуренция внутри перенасыщенного европейского авиационного рынка, а также ситуация с высокими ценами на топливо, на которую еще сильнее повлиял укрепившийся доллар, снижают доходность авиакомпаний, так как в этой ситуации перевозчикам сложно переложить возросшие затраты на пассажиров через повышение тарифов. Согласно данным IATA, цены на топливо в долларах в прошлом году выросли на 34% — это максимальный показатель с 2015 г.
Как отмечает Себастьян Занк, аналитик Scope Ratings, флот всех перевозчиков, которые прекратили полеты в последнее время, не превышал 10 самолетов. Из-за этого им было сложно защищать свою долю рынка от крупных авиационных групп, если они не работали в узкой нише или в кооперации с крупными конкурентами.
Путь спасения для небольших перевозчиков может лежать через объединение по примеру Air Nostrum и CityJet — их флот и карта полетов хорошо дополняли друг друга (последняя, правда, предпочла фокусироваться на передаче ВС в мокрый лизинг). Еще одним способом может стать привлечение внимания крупных европейских консолидаторов, таких как International Airlines Group (IAG; объединяет авиакомпании British Airways, испанские Iberia и Vueling, а также ирландскую Aer Lingus и лоукостера Level), Lufthansa Group или Ryanair.
Банкротство Primera Air доказывает, что даже бюджетные перевозчики уязвимы перед вышеперечисленными факторами, включая лидеров, таких как Ryanair или WizzAir. Перспективы роста рынка лоукост-перевозок падают отчасти потому, что крупные игроки выходят на рынки друг друга. Данные OAG Aviation Worldwide Limited показывают, что даже у больших лоукост-перевозчиков совпадение маршрутной сети составляет 40%.
Как отмечают аналитики агентства Scope Ratings, остановка деятельности Primera Air также указывает на определенные ограничения в подходе низкотарифных перевозчиков к выходу на дальнемагистральный рынок. Напомним, что за последние два месяца компания анонсировала открытие дальнемагистральных рейсов из Берлина, Брюсселя, Мадрида и Франкфурта в дополнение к уже существующим трансатлантическим маршрутам из аэропортов Стэнстед (Лондон) и им. Шарля де Голля (Париж). Для реализации этих целей к 2021 г. перевозчик планировал нарастить флот до 35 самолетов, включая Airbus A321neo, A321LR и Boeing 737MAX-9.
Primera Air была не единственной европейской лоукост-авиакомпанией, активно развивающей дальнемагистральные перевозки. Так, первым исключительно дальнемагистральным лоукостером стала французская компания French Bee (ранее French Blue), начавшая полеты в сентябре 2016 г. Годом позже IAG создал дальнемагистрального низкотарифного перевозчика Level, недавно приступившего и к ближнемагистральным рейсам из Вены. Регулярные полеты по дальним направлениям выполняет немецкая Eurowings (входит в группу Lufthansa).
Однако активнее всего рынок бюджетных дальнемагистральных перевозок осваивает лоукостер Norwegian. Так, оператор выполняет рейсы на дальние расстояния из Барселоны, Парижа (Орли), Рима (Фьюмичино), Лондона (Гэтвик) и Копенгагена. Примечательно, что маршрутная сеть перевозчика включает не только Северную, Южную Америку и Карибские острова, но и Азию. Ранее Norwegian планировала выполнять летом этого года больше трансатлантических рейсов из Гэтвика, чем английские British Airways или Virgin Atlantic. Весной сообщалось, что до конца этого года перевозчик увеличит предельные провозные мощности еще на 40% благодаря получению 2 Boeing 737-800, 12 Boeing 737MAX и 11 Boeing 787-9. Кроме того, авиакомпания проводит активную экспансию в Южной Америке: аргентинское подразделение Norwegian, имеющее разрешение властей на выполнение полетов по 72 местным и 80 международным маршрутам, начнет полеты 14 октября. Однако подобные расширения деятельности привели к финансовым трудностям, особенно на дальнемагистральных маршрутах. Так, в I квартале 2018 г. Norwegian объявила об операционных убытках в размере 2,2 млрд норвежских крон (269 млн долл.) с 31%-ной отрицательной рентабельностью, при этом в прошлом году финансовые результаты также были негативными и перевозчику пришлось объявить о распродаже еще не полученных ВС.
Эксперты ожидают, что норвежский лоукостер значительно поумерит свои амбиции в плане дальнейшего роста. Например, уже отменены все три дальнемагистральных рейса в США из Эдинбурга, выполнявшиеся на Boeing 737MAX. Также в январе 2019 г. ожидается отмена рейса из Лондона в Сингапур.
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.
По прогнозам Дэниела Роска, в следующие три года оператор понесет операционные убытки в размере 1 млрд долл. За каждый дальнемагистральный полет авиакомпания теряет до 29 тыс. долл. из-за низкой доходности, недостаточности фидерных перевозок и небольшого спроса со стороны бизнес-путешественников.