Создание нового сверхзвукового пассажирского самолета потребует от российской науки и промышленности серьезных усилий, а от госбюджета — средств :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.comТеги: Новости, Промышленность, Разработки, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Минпромторг, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
В России продолжаются исследования, необходимые для создания перспективного пассажирского сверхзвукового лайнера. Спустя год после идеи о создании гражданского сверхзвукового ВС, высказанной российским президентом Владимиром Путиным, Минпромторг отчитался о текущем статусе работ по этой тематике.
Глава ведомства Денис Мантуров заявил, что с 2020 по 2022 гг. планируется разработка технического задания на демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), его создание и проведение натурных исследований. Последние будут направлены на улучшение аэродинамических характеристик и повышение весовой отдачи перспективного ВС. По словам чиновника, в этот же период необходимо сформировать пакет нормативной документации, «направленной на регулирование процессов оценки соответствия для сверхзвуковых гражданских самолетов».
ЦАГИ и ряд других российских научных организаций (Московский авиационный институт, Центральный институт авиационного моторостроения, «Гражданские самолеты Сухого», ЛИИ имени Громова, ГосНИИ ГА и Институт теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН) в интересах создания СПС с 2017 г. ведут НИР «Исследования в обеспечение создания НТЗ для сверхзвукового самолета гражданского назначения» (шифр «СПС/СДС—технологии») и НИР «Комплексные исследования по созданию демонстратора технологий в обеспечение разработки сверхзвукового самолета гражданского назначения» (шифр «СДС/СПС—интеграция»).
Эти НИР в рамках госпрограммы «Развитие авиапромышленности на 2013—2025 гг.» заказал Минпромторг. Изыскания направлены на разработку методологии формирования компоновок и оценки аэродинамических, летно-технических и экологических характеристик сверхзвуковых гражданских самолетов. Перспективный СПС должен обладать высокими уровнями топливной эффективности и безопасностью, а также низким уровнем звукового удара и шума на взлете и посадке. Стоимость работ с 2017 по 2019 гг. составила 1,37 млрд руб. (20,8 млн долл., по курсу на 1 февраля)
Денис Мантуров анонсировал, что с 2022 по 2026 гг. может начаться эскизное и следом рабочее проектирование СПС силами Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
В Минпромторге отметили, что в России отсутствует необходимая для создания перспективного сверхзвукового самолета маршевая силовая установка. «Серийно производимый [самарским предприятием «Кузнецов» (входит в ОДК)] двигатель НК-32 не сможет отвечать современным требованиям гражданских эксплуатантов», — заявили в ведомстве.
В 2016 г. начальник сектора отдела "Оценка эффективности применения силовых установок на летательных аппаратах" ЦИАМ Артур Мирзоян, на вопрос, есть ли в России наработки по двигателям для СПС нового поколения, ответил так: «Я бы сказал, что газогенераторы для СПС уже есть. Речь и о военных разработках, но мы изучали, в частности, и вариант использования газогенератора ПД-14 для сверхзвукового применения. Однако создание двигателя для СПС в целом, конечно, займет приличное количество лет. Если делать его на базе существующего газогенератора, то это потребует от трех до пяти лет. Но если создавать оптимальный двигатель для СПС, то придется начинать с нуля и на это уйдет не менее семи—десяти лет. Для СПС необходим ТРДД (двухконтурный турбореактивный двигатель. — Прим. ATO.ru) с меньшей суммарной степенью повышения давления, чем у двигателей дозвуковых самолетов, так как на сверхзвуке поток воздуха и так сильно сжимается за счет повышенного скоростного напора».
Отметим, российская наука никогда не прекращала исследований в области сверхзвука и участвовала в ряде международных программ. Так, ЦАГИ периодически представяляет проекты сверхзвукового коммерческ самолета: например один из них был представлен учеными из подмосковного Жуковского на МАКС-2015. Прорабатывались два варианта ВС — для нужд деловой и пассажирской авиации. Крейсерская скорость таких самолетов при полете на трансатлантическую дальность предполагалась не ниже 1900 км/ч. Модель деловой версии появилась на «Гидроавиасалоне-2018».
Разработка сверхзвуковых самолетов на Западе ведется несколькими компаниями: главное отличие от российской ситуации — они частные. Среди них американский стартап Boom Supersonic с проектом трехдвигательного пассажирского самолета с дальностью полета 8,3 тыс. км и крейсерской скоростью в 2,2М. Lockheed Martin проектирует сверхзвуковой демонстратор X-plane по заказу NASA. Компании Aerion и Spike Aerospace готовятся к созданию сверхзвуковых бизнес-джетов.
Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>
Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.
В январе прошлого года Владимир Путин, беседуя с рабочими Казанского авиазавода и пилотами нового сверхзвукового статегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М, отмечал: «Надо подумать и над гражданской версией подобных самолетов. При такой огромной территории, как у нас, из Москвы до Нью-Йорка ненамного дольше лететь, чем до Владивостока. Поэтому уверен, что это будет востребовано. Нужна будет, конечно, в этом смысле еще большая работа, но она абсолютно реальна к завершению».