Новое ПО должно предотвратить непроизвольное кабрирование самолетов A321neo :: BriYYZ / Wikimedia.orgТеги: Новости, Промышленность, Безопасность, Airbus, EASA
Европейский авиастроитель Airbus разрабатывает обновление программного обеспечения (ПО) системы управления самолетами Airbus A321neo, которое должно предотвратить непроизвольное кабрирование – чрезмерное задирание носа (тангаж) воздушного судна при посадке. Как сообщает издание FlightGlobal, обновление будет готово в III квартале 2020 г.
По информации издания, нештатная ситуация может возникнуть в случае, если самолет с задней центровкой в процессе снижения находится на высоте ниже 100 футов (30,4 м), а экипаж выполняет динамический маневр — например, уход на второй круг. Только при одновременном совпадении этих условий A321neo может начать непроизвольное кабрирование.
Эта проблема была выявлена после анализа компьютера системы управления ремоторизованного ВС, отвечающего за работу элеронов и набор высоты (Elevator Aileron Computer; ELAC). Для предотвращения непроизвольного кабрирования Airbus пересмотрел руководство по летной эксплуатации самолетов A321neo — в документ было добавлено семь эксплуатационных ограничений, касающихся режимов полета с необычной центровкой в хвостовой части фюзеляжа.
Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в рамках директивы известило операторов Airbus A321neo о необходимости внести соответствующие изменения в руководство по летной эксплуатации в течение 30 дней — это распространяется на все варианты ремоторизованного ВС, оснащенного как двигателями CFM LEAP-1A, так и силовыми установками Pratt & Whitney PW1100G.
Как отмечается, при непроизвольном кабрировании экипаж A321neo получит возможность немедленно вернуть контроль над самолетом — автоматические системы воздушного судна не будут противодействовать командам пилотов. Эксплуатационные процедуры, а также программа подготовки пилотов в модификациях не нуждаются.
Авиастроитель настаивает, что проблема не вызвана длиной фюзеляжа или расположением силовых установок ремоторизованного самолета. Кроме того, в Airbus добавили, что поддерживают решение EASA выпустить директиву, а также подчеркнули, что сообщений об этой неисправности с находящихся в эксплуатации ВС не поступало.
Авиастроитель отметил, что ситуация c непроизвольным кабрированием A321neo "очевидно отличается" от ситуации с самолетом, произведенным не европейским авиастроителем. Тем не менее в своем заявлении Airbus не упоминает Boeing 737MAX, коммерческую эксплуатацию которого запретили в марте после двух катастроф, вызванных, по предварительным данным, ошибочной активацией системы улучшения характеристик маневрирования по тангажу (MCAS).