Флот МАУ насчитывает в настоящее время 41 ВС, больше половины из которых составляют самолеты Boeing 737NG :: МАУТеги: Новости, Авиакомпании, Ближнее зарубежье, Производственные показатели, Украина, Финансовые показатели, Международные авиалинии Украины (МАУ)
Финансовое положение крупнейшего украинского перевозчика — авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) продолжает оставаться нестабильным. Оператор по-прежнему терпит убытки, поэтому вынужден сократить ряд маршрутов, о чем недавно рассказывал новый президент МАУ Евгений Дыхне. Проблемами перевозчика и его перспективами развития решил также поделиться руководитель набсовета и один из совладельцев авиакомпании Арон Майберг в интервью украинскому бизнес-порталу Mind.
Экономика, топливо, облет РФ
2019 г. авиакомпания МАУ завершит с убытком – это будет уже третий подряд убыточный год для нее, заявил Арон Майберг. В 2017 г. МАУ зафиксировала убыток, но он был, по мнению Майберга незначительным, на грани рентабельности. А вот в 2018 г. чистая прибыль компании упала на 9%.
Достичь финансовой стабильности и вести конкурентный бизнес МАУ мешают сразу несколько негативных факторов. Во-первых, это слабая экономика Украины. "Авиакомпания не может реализовать здесь [на Украине] свой потенциал, потому что у украинского пассажира низкая покупательная способность, — отметил Майберг. — На домашнем рынке надо продавать 60–65% билетов (МАУ продает внутри Украины до 35% билетов., — прим. Mind), потому что именно здесь есть те преимущества, которые у других конкурентов есть на их домашних рынках. А мы лишены этой возможности".
В последний раз авиакомпания платила дивиденды своим акционерам 10 лет назад — в 2010 г. за 2009-й.
Еще один негативный фактор — цены на топливо. По словам Майберга, акцизный налог на топливо на Украине плюсует к стоимости одной тонны еще 32,51 долл. Кроме того, исторически цена на топливо на Украине в среднем на 60 долл. выше, чем в соседних странах. Все дело в том, что в стране действует только один производитель авиатоплива — Кременчугский НПЗ.
При этом у завода и МАУ общие акционеры — Игорь Коломойский и Павел Овчаренко. Однако, по словам Майберга, «Кременчугский НПЗ — это отдельная коммерческая структура, у нас прозрачные отношения, и в рамках этого сотрудничества МАУ, как покупатель, в зависимости от объема покупки, получает определенную цену. Не будут же они в ущерб себе работать». Таким образом, с учетом акциза авиакомпания переплачивает почти 90 долл. за одну тонну. Всего перевозчик покупает на Украине 150 тыс. т в год.
Еще больше проблем у МАУ прибавилось в 2014 г., когда был введен запрет на полеты над Россией, который приводит к дополнительным затратам на топливо для МАУ. Авиакомпании пришлось облетать территорию РФ и, соответственно, поменять маршруты. Это вызвало огромные переплаты. «Например, за рейс Киев – Алма-Аты переплачиваем 12 тыс. долл., за Киев — Нур-Султан — 17 тыс. долл., Киев — Баку — 5 тыс. долл., — пояснил Майберг. — Если на рейс Киев — Бангкок ставим Boeing 767, то платим дополнительные 7 тыс. долл., а если Boeing 777 — то 10 тыс. долл. Всего за четыре года мы переплатили за топливо и облет 216 млн долл. (5,4 млрд грн. или 13,8 млрд руб.), причем на облет ушла львиная доля этих денег».
Правительство в помощь
Резервов на поддержку бизнеса МАУ осталось мало, поэтому перевозчик постепенно сокращает количество убыточных маршрутов, приостановил реализацию части инфраструктурных проектов. Несколько рейсов авиакомпания уже закрыла: в Коломбо (Шри-Ланка) и Нур-Султан (Казахстан), сейчас останавливается рейс в Алма-Аты. В результате, доля трансферных пассажиров в общем пассажиропотоке международного аэропорта "Борисполь" (базовый для МАУ) уменьшилась с 28% до 23%. Тем не менее, благодаря проведенным мерам МАУ смогла снизить размер своего убытка в 2019 г.
В настоящее время авиакомпания ведет диалог с новой властью Украины. «Мы говорим, что больше не в состоянии дотировать рейсы: компания исчерпала все свои внутренние ресурсы. Если компенсации не будет, то компания сможет оздоровить себя только одним путем – прекращением убыточных рейсов», — отметил Майберг. Он также добавил, что механизм компенсации должен быть разработан для всех украинских авиакомпаний, например за облет территории РФ. Украинского бизнесмена также удивляет, что из-за конфликта с Россией было закрыто только авиасообщение, при этом железнодорожное и автомобильное — остались.
На вопрос когда для МАУ внутренние рейсы станут бизнесом, Майберг ответил: «Завтра — если появится хороший и доступный транспорт в аэропорт "Борисполь", отменят НДС на внутренние рейсы и акциз на топливо. Тогда и билеты подешевеют на более чем 20%. Появится возможность приобрести большее количество дешевых билетов ближе к дате вылета».
Несмотря на финансовое положение, в предварительных планах компании на следующий год — пополнение флота минимум двумя Embraer E195, причем, в случае благоприятного исхода для МАУ, эта цифра может увеличиться до четырех. Еще три Boeing 737MAX в ливрее МАУ стоят на заводе Boeing в Сиэтле. Полеты этого типа ВС былы запрещены за две недели до того, как авиакомпания должна была их получить.
МАУ были бы интересны самолеты и украинского производства, как отметил Майберг. Авиакомпании нужен среднемагистральный самолет емкостью 70–100 кресел. Но Украина не производит такие ВС.