Пулково занимает четвертое место по объему пассажиропотока в РФ. По итогам 11 месяцев 2019 г. аэропорт обслужил 18,2 млн пасс., что на 8,2% больше, чем за аналогичный период 2018 г. :: Аэропорт ПулковоТеги: Новости, Авиакомпании, Аэропорты, Лоукост-перевозчик, Регулирование, Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург), Министерство транспорта России (Минтранс)
С 1 января 2020 г. в петербургском аэропорту Пулково будет введен режим седьмой степени свободы воздуха для полетов иностранных авиакомпаний сроком на пять лет, сообщает Минтранс РФ.
Ведомством уже утвержден список из 30 государств Европы для полетов зарубежных перевозчиков в/из Северной столицы, который в дальнейшем может быть расширен. В июле 2019 г. инициативы, направленные на создание уникальных условий для экспорта туристических услуг Санкт-Петербурга и Ленинградской области на международный рынок, а также на повышение транспортной доступности и мобильности населения региона, поддержал президент РФ.
Седьмая свобода воздуха — право авиапредприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздушную линию, не проходящую над территорией своей собственной страны.
В 21 страну полеты будут возможны без ограничений: это Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Швейцария, Швеция, Эстония.
В 9 стран полеты будут в разрешены за исключением столиц и крупных городов: это Австрия (кроме Вены), Болгария (кроме Софии), Великобритания (Лондон), Германия (Берлин, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен), Испания (Барселона и Малага), Италия (Рим и Милан), Кипр (Ларнака и Пафос), Франция (Париж и Ницца), и Чехия (Прага).
Кто полетит?
Как сообщает Минтранс, по итогам предварительных переговоров заинтересованность в выполнении рейсов по седьмой степени свободы воздуха в Пулково в 2020 г. из 22 стран уже выразили такие европейские авиакомпании, как WizzAir, Ryanair, ЕasyJet, Volotea, airBaltic, Fly One и др. То есть, в основном лоукостеры.
На 95% эти 22 страны совпадают со списком государств, жители которых могут посещать Санкт-Петербург по электронной визе (всего документ могут получить граждане 53 стран). Исключением стала только Великобритания.
Конкретные полетные программы европейские авиакомпании должны предоставить с началом нового года, когда российские авиавласти начнут рассмотрение заявок в рамках данного проекта.
А что российские авиакомпании?
Ранее российские авиаперевозчики высказывались против введения режима открытого неба в Пулково. В частности, данный проект не поддержала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, отметив, что инициатива нанесет дополнительный ущерб экономической деятельности операторов на фоне роста цен на авиакеросин, аэропортовые услуги и запрет воздушного сообщения с некоторыми государствами, включая Украину, Грузию и Египет.
Тем не менее, тот факт, что под запретом для европейских операторов остались полеты из Пулково в популярные для российских авиакомпаний города, такие как Вена, Лондон, Рим и Берлин, говорит о том, что какие-то интересы перевозчиков РФ постарались учесть.
Пулковский хаб
Стоит отметить, что ранее режимы седьмой степени свободы воздуха в российских аэропортах никогда не вводились. У трех международных аэропортов РФ есть опыт работы в режиме открытого неба, но только в рамках пятой степени свободы: это аэропорты Владивостока (действует на постоянной основе), Сочи (будет действовать до марта 2021 г.) и Калининграда (будет действовать до конца 2021 г.). Но результаты от его внедрения не оправдали прогнозов скорого и бурного роста пассажиропотоков этих воздушных гаваней.
Однако случай с Пулково пока уникален. По словам гендиректора управляющей компании аэропорта "Воздушные Ворота Северной Столицы" (ВВСС) Леонида Сергеева, открытое небо в комплексе с действующими электронными визами и возможностью гибкого управления тарифами на обслуживание в Санкт-Петербурге авиарейсов за рубеж и в Москву будет способствовать реализации стратегии развития Пулково как международного авиахаба.
«Теперь, имея уникальные рыночные условия, новые иностранные авиакомпании смогут активно развиваться в Санкт-Петербурге, а российские перевозчики получат возможности для расширения региональной маршрутной сети из Пулково и увеличения частот рейсов по существующим направлениям. Уверен, что все это даст мощный толчок для притока транзитного и зарубежного трафика в Санкт-Петербург, повысит транспортную доступность города и предоставит пассажирам Пулково широкий выбор вариантов прямого авиасообщения с пунктами на территории России и иностранных государств», — прокоментировал Сергеев.
Тем не менее, эффект от введения открытого неба в Пулково, вероятно, не будет быстрым. Еще летом этого года в интервью петербургскому телеканалу «78» замгендиректора ВВСС по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью Денис Павшинский заявил, что первые авиакомпании, которые будут выполнять полеты в рамках седьмой свободы воздуха, могут появиться в летнем расписании аэропорта, так как зимнее уже сформировано. Основной же эффект от введения режима в Пулково рассчитывают получить в конце 2020 — начале 2021 г.
Дополнительным фактором для привлечения перевозчиков может стать Чемпионат Европы по футболу 2020 (пройдет с 12 июня по 12 июля следующего года), несколько матчей которого должны состоятся в Санкт-Петербурге.