Разбившийся при взлете самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air восстановлению не подлежит :: Комитет по чрезвычайным ситуациям Республики КазахстанТеги: Новости, Авиакомпании, Безопасность, Ближнее зарубежье, Казахстан, Bek Air
В Казахстане потерпел катастрофу самолет Fokker 100 региональной авиакомпании Bek Air, есть погибшие. Это первая катастрофа пассажирского самолета казахстанского коммерческого перевозчика, произошедшая за последние семь лет. Напомним, 29 января 2013 г. тоже в Алма-Атинской области разбился самолет Bombardier CRJ 200 авиакомпании SCAT. Авиавласти Казахстана уже приостановили деятельность Bek Air.
Факты
В пятницу, 27 декабря, самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air (регистрационный номер ВС — UP-F1007), выполнявший рейс Z9-2100 по маршруту Алма-Ата — Нур-Султан, в 07:22 по местному времени (04:22 по Москве) при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение двухэтажного здания на земле.
Крушение самолета произошло между населенными пунктами Гульдала и Альмерек (Талгарский район, Алматинская область), которые расположены в непосредственной близости к международному аэропорту Алма-Аты. Были начаты спасательные работы, возгорание ВС не произошло.
Как сообщает Комитет гражданской авиации Казахстана, число погибших на данный момент составляет 12 человек. Согласно предварительным данным, на борту находилось 95 пасс. (93, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК) и 5 членов экипажа (капитан ВС Марат Муратбаев 1961 г. рождения; второй пилот — Миржан Мулдакулов 1965 г. рождения).
Сертификат летной годности Fokker-100 (UP-F1007) был выдан в мае 2019 г. Возраст самолета составляет 23 года. Борт был зарегистрирован в казахстанском реестре 26 августа 2016 г. (номер свидетельства 940).
На место происшествия прибыла специальная правительственная комиссия, которая была создана во главе с премьер-министром РК Аскаром Маминым. К расследованию привлечены специалисты Международного авиационного комитета.
Авиакомпания для народа
Bek Air, называющей себя авиакомпанией для народа, входит в четверку крупнейших по пассажирских авиаперевозчиков Казахстана. Эта частная авиакомпания была основана 20 лет назад, в 1999 г. в Западно-Казахстанской области Казахстана. Базовым аэропортом для Bek Air стал аэропорт города Уральска, административного центра региона.
Своим рождением Bek Air обязана предпринимателям и государственным деятелям, когда-то входившим в команду первого президента Казахстана Назарбаева.
Так, долгое время от лица перевозчика говорил Нурлан Жумасултанов, начинавший свою карьеру в Советском Союзе авиатехником. Потом он служил в органах КГБ СССР, службе охраны президента Казахстана. Затем стал заниматься авиационным бизнесом. А с начала 2018 г. по середину 2019 г. господин Жумасултанов возглавлял управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.
Главный лозунг авиакомпании Bek Air: "Не надо нам помогать — просто не нужно нам мешать, и мы все сделаем сами!"
Активное развитие перевозчика пришлось на это десятилетие. Bek Air стала увеличивать производственную деятельность после решения авиавластей Казахстана в 2012 г. либерализовать рынок внутренних перевозок. В том же году, по данных открытых источников, перевозчик получил первый самолет Fokker 100 (регистрационный номер UP-F1004; до сих пор находится в парке авиакомпании) и стал формировать флот именно за счет этого типа ВС.
В середине этого десятилетия Bek Air наращивала пассажиропоток, а ее руководство заявляло о планах превратить авиакомпанию в главного перевозчика на внутриреспубликанских маршрутах. Временные успехи Bek Air были обусловлены в том числе с монопольным положением в аэропорту Уральска (сегодня такой ситуации нет; де-факто был тесно связан с авиакомпанией).
«Основной упор мы сделали на связи двух столиц — Астаны и Алма-Аты как между собой, так и с областными центрами. Конечно, перед этим мы изучали пассажиропотоки и в целом ситуацию на рынке, потому что к этому моменту на нем уже присутствовали другие игроки — Air Astana и SCAT. Для того чтобы вход на рынок был для нас безболезненным, мы предложили свою тарифную политику. Кажется, у нас все получилось», — рассказывали ATO.ru в Bek Air.
Исходя из информации авиавластей, к моменту катастрофы флот Bek Air состоял из 9 Fokker 100 возрастом от 24 до 30 лет. Некоторые ВС на фоне девальвации казахстанской валюты тенге для обеспечения валютной выручки периодически отправлялись на работу за рубеж (например, в Афганистан и страны Африки). Менеджмент перевозчика так и не смог обновить парк, хотя заключил соглашения и на SSJ 100, и на МС-21.
По косвенным признакам, пассажиропоток Bek Air в 2018-2019 гг. падает. На работе авиакомпании сказалось появление новых игроков, связанных с государством, — Qazaq Air и Fly Arystan.
Показательная история: 27 марта 2016 г. в аэропорту Нур-Султана без выпущенной передней стойки шасси сел самолет Bek Air с регистрационным номером UP-F1012. Обошлось без жертв. А командиру воздушного судна присвоили высшую степень отличия Казахстана — звание "Народный Герой".
Теперь авиакомпанию могут ждать самые тяжелые последствия, вплоть до закрытия. Другие авиакомпании Казахстана относятся к Bek Air с высокомерием. Один из авиационных менеджеров Казахстана в разговоре с корреспондентом ATO.ru называл Bek Air гадким утенком, портящим имидж республиканской гражданской авиации.
Республиканское правительство пристально следит за безопасностью полетов и стоимостью авиабилетов. Сегодня Bek Air не помогает улучшать обе эти составляющие.
Президент Кахахстана Касым-Жомарт Токаев уже поручил привлечь виновных в сегодняшней катастрофе «к строгой ответственности в соответствии с законом». Авиационная администрация Казахстана оперативно приостановила сертификаты эксплуатанта и летной годности Bek Air.
***
Редакция «Авиатранспортного обозрения» (ATO.ru) соболезнует и выражает поддержку семьям погибших в результате катастрофы самолета Fokker 100 под Алма-Атой.
В раздел статьи «Факты» могут вноситься корректировки, согласно поступающей от официальных властей Казахстана информации.