Ограничения в авиасообщении принесут аэропортовой отрасли многомиллиардные убытки:: Артем ПоповТеги: Новости, Авиакомпании, Аэропорты, Международная Ассоциация Аэропортов (МАА), АЭВТ, COVID-19
Международная ассоциация аэропортов (МАА), которая объединяет московские и крупнейшие региональные международные аэропорты РФ, обслуживающие порядка 70% от общего пассажиропотока, обратилась с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину принять экстренные меры поддержки аэропортовой отрасли на фоне пандемии нового коронавируса.
В документе (опубликован в официальном Telegram-канале ассоциации), подписанном президентом МАА Евгением Чудновским, говорится, что реализация этих мер позволит избежать надвигающегося коллапса пассажирских и грузовых авиаперевозок.
Текущая ситуация и риски
Из-за активного распространения нового коронавируса по миру авиатранспортная отрасль столкнулась с серьезными ограничениями, которые привели к практически полному закрытию международного авиасообщения и резкому снижению внутренних рейсов. В ближайшей перспективе, сообщает МАА, наряду с падением доходов отрасль также столкнется с риском не выплат платежей, угрозой вынужденных масштабных сокращений производственного персонала, а аэропорты окажутся на грани банкротства ввиду невозможности обслуживания кредитных задолженностей.
В связи с этим МАА попросила у правительства предоставить госгарантии поставщикам (аэропорты, топливо-заправочные комплексы, хэндлинговые компании) авиакомпаний (10 крупнейших перевозчиков РФ) по исполнению платежных обязательств, или предусмотреть покрытие затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги и топливообеспечение за счет госсубсидий на период до конца 2020 г.
Также предлагается освободить аэропорты от уплаты арендных платежей за пользование федеральным имуществом аэродромов; ввести льготу по налогу на прибыль для аэропортов, заключивших концессионные соглашения или соглашения государственно-частного партнерства; установить механизм компенсаций убытков аэропортовой отрасли из-за снизившегося пассажиропотока; обеспечить финансирование затрат аэропортов на сохранение персонала; административно ограничить возможность досрочного истребования кредитов и др.
Дополнительные негативные последствия, как сообщает МАА, испытывают аэропорты, которые недавно реализовали или находятся в активной стадии реализации инвестиционных программ. Для их поддержки ассоциация, в частности, просит снизить ( в том числе путем субсидирования) процентные ставки по предоставленным кредитам, а также предоставить ускоренный возврат НДС по реализуемым инвестпроектам.
Убытки, убытки
Российская ассоциация «Аэропорт» оценивает финансовые потери воздушных гаваней РФ от закрытия международных рейсов в 50–60 млрд руб. до конца года, если ситуация не изменится. Об этом «Известиям» сообщил глава ассоциации Виктор Горбачев.
По словам Горбачева, большая часть ущерба придется на аэропорты московского авиаузла (МАУ), которые в совокупности обслуживают до 70% зарубежных рейсов; в зоне риска также окажутся аэропорты Красноярска, Новосибирска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска и, отчасти Екатеринбурга.
Ранее с предложением принять ряд срочных мер для защиты авиаперевозчиков РФ к Минтрансу обратилась Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Дополнительные убытки операторов были оценены в 65–70 млрд руб. (точный размер сложно подсчитать в условиях стремительно развивающихся негативных факторов).
Росавиацией совместно с Минтрансом готовится план комплексных мер по поддержке не только авиакомпаний, но и аэропортов, и других организаций отрасли.