Основанный 25 лет назад британский лоукостер EasyJet входит в пятерку крупнейших пассажирских авиаперевозчиков Европы. В парке оператора более 300 узкофюзеляжных самолетов Airbus :: EasyJetТеги: Новости, Авиакомпании, Лоукост-перевозчик, EasyJet, COVID-19
Возникший спор между руководством британского лоукостера EasyJet и его собственниками из-за разных представлений о том, как нужно противостоять беспрецедентному влиянию пандемии COVID-19 на авиаотрасль, приведет к отставке как минимум четырех топ-менеджеров перевозчика. Возможность попасть на работу в другие крупные авиакомпании, как представляется, у них появится нескоро.
Причина — соглашение с Airbus
В связи с пандемией кипрский миллиардер и основной собственник EasyJet Стелиос Хаджи-Иоанну потребовал от совета директоров лоукостера расторгнуть или пересмотреть соглашение с Airbus на поставку 107 самолетов A320/321neo.
В соответствии с этим соглашением обязательства авиакомпании перед Airbus в текущем году должны составить 2 млрд фунтов стерлингов.
Стелиос заявил, что пока контракт остается в силе, он не будет вводить капитал в компанию и каждые семь недель будет инициировать увольнение неисполнительного директора (директора, не входящего в правление), начиная с Андреаса Бирвирта (на слайде 1 — крайний справа).
Слайд 1. Авиационные топ-менеджеры EasyJet из-за коронавируса могут остаться без работы :: EasyJet
Семье Хаджи-Иоанну принадлежит 34% акций EasyJet. Стелиос заручился поддержкой других акционеров, чтобы расторгнуть сделку с Airbus. Он считает, что EasyJet нуждается в сокращении своего флота при нынешних обстоятельствах и лоукостеру не потребуются новые самолеты в течение нескольких лет.
Менеджмент просит правительство
После этого менеджмент EasyJet решил обратиться к правительству Великобритании, чтобы занять 600 млн фунтов стерлингов с погашением в марте 2021 г. Инициатором этого решения был исполнительный член совета директоров — финансовый директор лоукостера Эндрю Финдли (на слайде 1 — крайний слева), которого Стелиос Хаджи-Иоанну намерен отстранить от должности.
Компания также воспользовалась возобновляемой кредитной линией в размере 500 млн долларов. 16 апреля авиакомпания заявила, что взяла два краткосрочных кредита, обеспеченных самолетами, на общую сумму 400 млн фунтов стерлингов со сроком погашения в 2022 году.
Кроме того, лоукостер ведет переговоры о продаже и возврате в лизинг самолетов из своего парка, которые, по ожиданиям EasyJet, принесут выручку в размере 400–550 млн фунтов стерлингов. Авиакомпания заверила, что этих средств хватит, чтобы пережить девятимесячный простой флота, но все равно продолжает искать другие источники финансирования.
Против госкредитов
Стелиос Хаджи-Иоанну не одобряет привлечение государственных кредитных средств и называет такой шаг руководства EasyJet злоупотреблением деньгами налогоплательщиков. Он также пригрозил личными судебными исками в том случае, если EasyJet не вернет деньги правительству.
Основной собственник лоукостера утверждает, что авиакомпания не должна брать государственный кредит, для того чтобы передать его Airbus, а должна отменить контракт с авиапроизводителем и привлечь капитал со стороны рыночных инвесторов.
9 апреля EasyJet сообщила, что договорилась с Airbus отложить поставку 24 ВС с возможностью переноса получения еще пяти машин в течение следующих трех лет. Такое решение позволит лоукостеру уменьшить эксплуатируемый парк в сентябре 2023 г. с 304–383 до 281–353 ВС (слайд 2).
Слайд 2. Маневр флотом EasyJet в ответ на пандемию COVID-19 :: EasyJet
Обновленный план развития флота лоукостера все равно не устроил Хаджи-Иоанну. Он считает, что любая попытка управлять парком из более чем 250 ВС обречена на то, чтобы просто сжечь кучу наличности в 2021 г. Сейчас парк EasyJet состоит из 317 ВС.
17 апреля FlightGlobal написал, что руководство EasyJet продолжит бороться против отмены сделки с Airbus. Авиакомпания заявила, что у нее нет возможности расторгнуть соглашение, иначе будут серьезные последствия: придется заплатить Airbus значительную компенсацию, связанную со скидками на самолеты, также вырастет стоимость прямой поддержки производителем летной годности текущего парка ВС, EasyJet потеряет доступ к долгосрочным гарантиям производителя и др.
EasyJet планирует провести повторное общее собрание акционеров для обсуждения предложений об отстранении председателя совета директоров Джона Бартона (на слайде 1 — второй справа), независимого неисполнительного директора Андреаса Бирвирта, генерального директора лоукостера Йохана Лундгрена (на слайде 1 — второй слева) и финансового директора Эндрю Финдли.
Первое собрание, повестка которого включала увольнение Андреаса Бирвирта и Эндрю Финдли, было отменено Джоном Бартоном, потому что оно было бы бесполезно и отвлекло бы руководство от решения многих неотложных проблем, с которыми сталкивается компания.
С мерами руководства EasyJet по спасению во время пандемии COVID-19 можно ознакомиться по ссылке.