Реструктуризация под присмотром суда существенно ограничивает возможности топ-менеджмента компании принимать стратегические решения и осуществлять перемены :: Virgin Подробно об авторе: Кэрен УокерТеги: Новости, Авиакомпании, Virgin Atlantic, COVID-19
Английская авиакомпания Virgin Atlantic, 49%-ная доля в которой принадлежит американской Delta Air Lines, 4 августа подала заявление в суд Нью-Йорка на инициирование процедуры защиты от банкротства по законодательству США.
Данный шаг предпринят всего спустя три недели после объявления плана реструктуризации и финансовой сделки, которая должна была обеспечить стабильное будущее авиакомпании. Virgin возобновила регулярные пассажирские перевозки 20 июля после заключения соглашения о рекапитализации на сумму 1,2 млрд фунтов стерлингов (1,5 млрд долл.) в течение 18 месяцев.
Акционеры Virgin Group и Delta обеспечили примерно 600 млн фунтов стерлингов, включая 200 млн фунтов, которые были ранее анонсированы Virgin Group, частично за счет продажи акций в предприятии космического туризма Virgin Galactic.
Для обеспечения поддержки кредиторов план реструктуризации потребовал подачи заявления по так называемой Chapter 15 — Главе 15 американского Кодекса о банкротстве. Глава 15 — относительно новая форма защиты от банкротства, введенная в США в 2005 г. специально для случаев, когда компания зарегистрирована за пределами США и ведет операционную деятельность в разных юрисдикциях. Однако ее действие аналогично знаменитой Главе 11, которая защищает компанию от кредиторов, а условия ее реорганизации согласуются через суд.
Австралийское подразделение группы — авиакомпания Virgin Australia добровольно перешла под внешнее управление в апреле, после чего получила несколько предложений о покупке. Предпочтение было отдано американской инвестиционной компании Bain Capital в конце июня, но сделка еще должна быть одобрена кредиторами.
Для Delta подача Virgin Atlantic заявки на защиту от банкротства является демонстрацией рисков, заключающихся в финансовом партнерстве авиакомпаний. В мае другой партнер Delta — латиноамериканский перевозчик LATAM Airlines, 20%-ную долю в котором Delta приобрела в сентябре 2019 г., также прибег к использованию Главы 11, обратившись в суд Нью-Йорка. В отличие от авиакомпаний в США, перевозчики в Южной Америке и в Великобритании почти не получили помощи от правительства, несмотря на внезапное и разрушительное действие пандемии COVID-19 на их внутренние рынки и введение жестких карантинных мер, которые накладывают существенные ограничения на передвижение в этих регионах. Несмотря на это, президент Virgin Atlantic Шаи Вайсс заявлял в июле, что рекапитализация гарантирует конкурентоспособность авиакомпании и поможет ей восстановить устойчивую рентабельность.
Решение обратиться в суд США, вероятно, было непростым. С одной стороны, компания обеспечит себе пространство для маневров, свободное от посягательств кредиторов, а также время для проведения реорганизации с использованием свежеполученных средств. С другой — реструктуризация под присмотром суда существенно ограничивает возможности топ-менеджмента компании принимать стратегические решения и осуществлять перемены. Для Virgin Atlantic и ее свободолюбивого основателя Ричарда Брэнсона существовать в такой среде будет нелегко.