Государство дает 1,4 млрд руб. на «Сверхзвук»

Новости

Государство дает 1,4 млрд руб. на «Сверхзвук»

::ЦАГИТеги: Новости, Промышленность, Разработки, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ)

Заявка Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) по созданию научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук" прошла конкурсный отбор Министерства науки и высшего образования в рамках нацпроекта "Наука". Таким образом, предлагаемый ЦАГИ проект по проведению научных и конструкторских работ для создания перспективного сверхзвукового пассажирского самолета вошел в десятку победителей конкурса по направлению "Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики)" и получит грант в размере 1,4 млрд руб., сообщили в ЦАГИ.

Главной целью НЦМУ "Сверхзвук" станет "формирование отечественной базы фундаментальных знаний, необходимых для развития ключевых технологий сверхзвукового пассажирского самолета (СПС)".

В ходе научной работы НЦМУ планирует получить "прорывные результаты", такие как "инновационные футуристические конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота, новые математические модели и цифровые двойники, обеспечивающие прорыв в авиастроении, и др.", — сообщили в ЦАГИ.

В состав консорциума основателей НЦМУ входят ведущие российские научные институты в области авиации, в том числе ЦИАМ им. П.И. Баранова, ГосНИИАС, ГкНИПАС, ЛИИ им. М.М. Громова, Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МАИ, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН.

В недавнем интервью РБК, Анатолий Сердюков, курирующий авиацию в составе "Ростеха", отметил, что "создавать сверхзвуковой гражданский лайнер нового поколения имеет смысл только как новый самостоятельный продукт для новой рыночной ниши". При этом, по его словам, вероятнее всего, речь идет о самолете для сегмента бизнес-перевозок. "По разным оценкам, в том числе международным, мировой спрос на сверхзвуковые бизнес-джеты может составить порядка 400 штук на сумму 30–50 млрд долларов. Так что ниша есть, и она достаточно существенная", — отметил он. Сердюков также пояснил, что НЦМУ "Сверхзвук" предстоит "решить ряд серьезных технологических задач". В частности, "проблему теплового баланса при длительном полете на сверхзвуковых скоростях, что влечет за собой новые требования к двигателям, материалам и т.д.". Таким образом, подытожил Анатолий Сердюков, "предстоит взять сложный барьер в технологическом развитии всего авиастроения и смежных отраслей". Он также напомнил, что научных проектов подобного масштаба не было "со времен СССР", поэтому определить объем требуемых инвестиций в создание сверхзвукового лайнера, а также сроки, будет возможно "только после исследований".

Научные центры мирового уровня (НЦМУ), создаваемые в формате консорциумов в рамках национального проекта "Наука", будут выполнять исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. Федеральный проект предполагает отбор не менее 9 НЦМУ.

Объем финансового обеспечения на период 2020–2024 годов составляет 15,46 млрд рублей. Всего на конкурсный отбор поступило 60 заявок.

Источник

Оцените статью
Высший пилотаж