:: NorwegianТеги: Новости, Авиакомпании, Безопасность, Санкции, Украина
В настоящее время воздействие российско-украинского кризиса на динамику спроса на авиапутешествия в Европе оценивается в целом как "ограниченное". Однако отраслевые эксперты предупреждают, что происходящие события могут иметь многоуровневый долгосрочный эффект, более глубокий, чем пандемия COVID-19. Возможную динамику рынка обсудили руководители ведущих европейских авиаперевозчиков на саммите ассоциации авиакомпаний Европы Airlines for Europe (A4E), первом офлайн-мероприятии А4Е после санитарных локдаунов. Участники отметили, что события на Украине накладывают существенные ограничения на попытки европейского авиарынка восстановить операционные и финансовые показатели после пандемии. В числе негативных факторов названы снижение динамики спроса, инфляция, рост цен на топливо, закрытое воздушное пространство и вопросы авиационной безопасности.
В целом по отрасли показатели пассажиропотока в летнем сезоне приблизятся к 85–90% от уровня 2019 года, прогнозирует управляющий директор ICF Global Ката Череп. "Похоже, [для европейского авиатранспорта] Украина стала менее значимым событием, чем другие шоковые моменты", — сказала она. Впрочем, Череп отметила, что наибольшее напряжение создают неопределенность дальнейшей динамики как спроса, так и цен на топливо.
Новый руководитель португальской TAP Portugal Кристин Урмьер сказала, что разделяет оптимистическую точку зрения относительно ближайшего будущего: ТАР планирует задействовать более 85% провозных мощностей в летнем расписании. "Клиенты хотят летать, а Португалия — очень модное направление. Но в долгосрочной перспективе мы действительно не знаем, какое влияние окажет украинский кризис. Везде неопределенность, и это то, с чем нам необходимо справляться", — прокомментировала Урмьер.
Наибольший оптимизм высказал президент британского лоукостера ЕasyJet Йохан Лундгрен. Он напомнил, что совсем недавно некоторые обозреватели сомневались, что спрос на авиаперевозки когда-либо вернется на уровень 2019 года. "Но люди не просто возвращаются, они стали летать еще больше. Мне сообщают об очередях в аэропорту, прямо как до пандемии", — сказал Лундгрен.
Однако президент крупнейшей европейской бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл O’Лири возразил, что тарифы в апреле и мае остаются на низком уровне, поскольку перевозчик старается максимально восстановить провозные мощности. В летнем сезоне и сентябре коэффициент загрузки может достичь 90%, но если последуют еще какие-то шоковые события, "об оптимистичном прогнозе можно забыть", предупредил он.
В определенном смысле европейские авиакомпании спасает то, что они только что прошли через болезненные процедуры адаптации к условиям пандемии. "Это была тренировка нашей гибкости", — прокомментировал Шпор. С ним согласился Лундгрен, подчеркнувший, что ЕasyJet сейчас более гибкая и жизнестойкая, чем до кризиса.