До введения запрета, с января по июль 2019 года, российские авиакомпании перевезли между двумя странами 590 000 пассажиров :: Andrew Milligan Sumo/WikipediaТеги: Новости, Авиакомпании, Грузия, Международные перевозки
Президент России Владимир Путин снял запрет на авиасообщение с соседней Грузией, который был введен в июле 2019 года после антироссийских протестов в Тбилиси. Решение Москвы, принятое 10 мая, сопровождалось введением безвизового режима для граждан Грузии. Однако возобновление двустороннего сообщения пока зависит от позиции грузинских властей, которым придется учитывать введенные против России западные санкции.
Заместитель министра экономики Грузии Мариам Квривишвили приветствовала возобновление авиасообщения, но заявила, что страна не будет разрешать полеты российских авиакомпаний или самолетов, попавших под санкции.
Пока не понятно, какие именно санкции – США или ЕС будут принимать во внимание власти соседней страны. Грузинское издание Accent процитировало комментарий Госдепартамента США, которые предупредил о возможных санкциях против грузинских компаний, если они будут обслуживать российские самолеты, попавшие под американские санкции.
В 2022 году Министерство коммерции США включило в санкционный список 125 самолетов Airbus и Boeing, эксплуатируемых российскими компаниями, в том числе "Аэрофлотом", «Уральские авиалинии», "ЮТэйр", «Ямал», Azur Air, iFly, Nordwind, Red Wings и S7. Оказание любых услуг в отношении этих воздушных судов возможно только с разрешения Бюро промышленности и безопасности США.
Кроме этого свои ограничения против российских авиакомпаний ввел и Евросоюз, куда Грузия в марте 2022 г. подала заявку на вхождение. ЕС запретил 20 российским авиакомпаниями летать над своей территорией. Помимо уже попавших под санкции США, в европейских списках оказались такие пассажирские перевозчики как: "Аврора", "Алроса", "Ижавиа", "Ираэро", "Победа", "Россия", "Руслайн", "ЮВТ-Аэро", "Ямал", "Якутия", Smartavia и Nordstar.
Министерство транспорта России пояснило, что рейсы в Грузию будут осуществляться на отечественных самолетах. Это, со своей стороны, ограничивает количество российских авиакомпаний, которые могут летать в соседнюю страну, восьмеркой операторов региональных самолетов Superjet 100. По данным Росавиации, крупнейшими из них являются "Россия" (76 SSJ100), Red Wings (20) и "Азимут" (19).
По данным Министерства транспорта России, двустороннее авиасообщение возобновится только на одном маршруте между двумя столицами, Москвой и Тбилиси, где российские авиакомпании планируют выполнить семь еженедельных рейсов. Тем не менее, в опубликованных 11 мая Росавиацией материалов к заседанию межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к воздушным перевозкам указано, что Red Wings уже подала заявку на полеты в Тбилиси не только из российской столицы, но и из Самары и Казани.
Но источник в российской авиационной индустрии сообщил ATO.RU, что Росавиация отложила выдачу допусков российским авиакомпаниям до тех пор, пока грузинская сторона не определится, каким российским авиакомпаниям будет разрешено летать в эту страну.
Авиасообщение между Россией и Грузией прерывалось несколько раз — в 2006 году, с 2008 по 2014 год и с 2019 года. В последний период полетов, с января по июль 2019 года, российские авиакомпании перевезли между двумя странами 590 000 пассажиров. Согласно Грузинскому управлению гражданской авиации, в 2019 г. на авиакомпании "Победа" и "Уральские авиалинии" пришлось по 4% от общего объема авиаперевозок в Грузии. Кроме них маршруты между двумя странами обслуживали с российской стороны авиакомпании "Аэрофлот", Nordavia, Red Wings и S7, а с грузинской — Georgian Airways и MyWay Airlines.