— “Дорогая, куда ты улетаешь сегодня?”
-“ В Барселону, скоро меня забирает машина, поэтому очень спешу”.
Да, я действительно всегда спешила все успеть сделать и ничего не забыть, собираясь в рейс. Итак, форма идеально выглажена и чиста, яркий макияж и аккуратная прическа, маникюр сделан, настроение отличное, документы на месте, чемодан собран. Вроде бы все — к рейсу готова. Забыла, еще нужно повторить теорию! На всякий случай, если будут проводить опрос знаний экипажа перед вылетом.
— “Буду поздно ночью, напишу, когда прилечу” – эту фразу я говорила всегда своему молодому человеку, уходя на работу. Недавно пересматривая отправленные смс, 99% из них составляют сообщения с фразой «Я приземлилась, все хорошо».
Подъезжает машина, забирает меня и увозит в аэропорт. По дороге меня всегда посещали мысли, что через несколько часов я буду в другой стране. Кто – то уходит на работу с утра и возвращается вечером, а стюардессы успевают слетать в другую страну. Не работа, а мечта. Пройдя таможенный и паспортный контроль, часто появляется желание об очередной покупке в Duty free, это такой соблазн. Но я старалась себя отговаривать от ненужной траты денег под предлогом спешки на рейс. Идешь летящей походкой с чемоданом по аэровокзалу и ловишь на себе сотни взглядов, причем оценивающих. В такие моменты чувствуешь себя настоящей звездой, пассажиры перешептываются, выясняя какую авиакомпанию представляет стюардесса. Приятно все – такиJ. Дальше самое интересное, перед рейсом ты узнаешь, кто входит в состав твоего экипажа. Да, это является большим минусом, поскольку каждый рабочий день – новые люди и команда, ты не знаешь, от кого и что ожидать. Поскольку бортпроводники – это в основном представительницы прекрасного пола, поэтому иногда приходиться тяжело ладить с ними на рейсах.
Экипаж приходит в зал, где проводится предполетный брифинг. Озвучивается информация о погоде, типе судна и его неисправностях ( если таковы имеются), возможной турбулентности, количестве пассажиров, особенностях обслуживания. Каждому бортпроводнику назначают зону ответственности в самолете. Затем наступает самое ответственное — это предполетный опрос и оценка внешнего вида. Бывали случаи, когда, не ответив на один вопрос, тебя могли не допустить к рейсу и заставить писать объяснительную записку. Во внешнем виде — все должно быть идеально и гармонично
( определенная гамма цветов маникюра, губной помады, макияжа у девушек). «Всем приятного полета!» — желает старший бортпроводник своему экипажу и все начинают спешить к выполнению своих рабочих обязанностей.
В работе «небесных ласточек» очень важно делать все быстро и профессионально. Каждая минута на счету, поэтому времени для передышки или отдыха практически нет, особенно, когда рейс короткий.
Любимые пассажиры заходят на борт самолета, стюардессы их радушно встречают, читают приветственную информацию, и помогают с размещением ручной клади. После команды “Boarding is complited”, бортпроводники закрывают двери и пересчитывают количество пассажиров на борту. Обязательно необходимо проверить или все безопасно пристегнуты, выключено ли электронное оборудование и т.д.
Итак, мы усаживаемся на свои места для экипажа… Самолет начинает медленно двигаться, потом резко набирает большую скорость, и …взлет! Ура! Все хорошо. Ты слышишь хлопот пассажиров и понимаешь, что все отлично, мы взлетели – это половина удачного полета.
Самыми ответственными этапами полета, считаются взлет и посадка. В эти моменты ты мысленно молишься и вспоминаешь, что ты обязан делать в случае аварийной ситуации. Да, это самые страшные моменты. Разумеется, когда только начинаешь летать, тебя охватывают ощущения невесомости, головокружения, но со временем привыкаешь. Страшно ли летать? Нет, не страшно. Это очень индивидуально, зависит от восприимчивости человека. Даже к зоне турбулентности привыкаешь по истечению некоторого времени. “Потрясло самолет, ну и что”,- думаешь ты. Все это – дело привычки.
Для получения большей информации, было интересно услышать мнения бортпроводниц.
Впечатления от первого полета.
Катя: “Первые мысли были о том, справлюсь ли я, смогу ли. Трудно было войти в ритм”
Даша: “Ха…Кровь, пот и слезы). Точнее, жуткое волнение, эйфория и дрожь в руках. Помню, что летели в Амстердам. Изо всех сил старалась не выказывать свое волнение перед пассажирами. И это ни с чем не сравнимое ощущение, когда ты, невозмутимая, выходя из машины, направляешься к зданию аэропорта, и тебя провожают взглядами сотни людей…Эх…Чувствуешь себя на миллионJ ”.
Аня: “Первый свой рейс я выполняла в Рим. Все началось с того, что я опоздала на машину, которая отвозит экипаж в аэровокзал. Старшего бортпроводник это возмутило. Поэтому вся дорога к аэропорту была напряженной для меня, я переживала, чуть ли не до слез. Мне повезло в том, что экипаж работал очень сплоченно и дружно, они мне все рассказали и показали подробно. Поэтому первое впечатление – это атмосфера семейного гнезда, в котором мне хотелось работать. Кроме того, взлет и посадку я провела в кабине пилотов. Когда ты видишь бескрайние просторы неба, ты понимаешь, что ничего не может вывести тебя из равновесия. Подлетая к Италии, я видела макушки домиков, отдаленные улочки, Ватикан. Это были незабываемые впечатления, как для первого полета. ”
Хочу летать!
Одного желания покорять высоты небес мало. Нужно быть общительной, образованной, целеустремленной, сильной личностью, быть готовой к трудностям. Еще, чтобы пополнить ряды «небесных ласточек», необходимо иметь отличное здоровье, как у космонавта. Перед тем, как получить допуск к рейсам, каждому необходимо пройти медицинскую комиссию. Тебя изучают все врачи вдоль и поперек, от стоматолога до невропатолога. Если хотя бы что – то не в порядке со здоровьем — про небо можно забыть, к сожалению. У большинства авиакомпаний необходимым требованием является отличное знание английского языка. Во время собеседования с помощью тестов, ситуационных задач могут проверять насколько претендент стессоустойчив. Возрастные ограничения так же существуют, предпочтение отдают молодым девушкам и парням до 27 лет. Размеры и пропорции тоже важны. На собеседовании чувствуешь себя как на кастинге на главную роль фильма- много девушек, все они горят желанием пройти этот отбор. Хотя, работа тяжелая, все же она интересная и разнообразная.
Забавные истории на рейсах.
Катя: “Когда самолет выполнял посадку, с нижнего бокса, в котором был лед, начала течь вода, я подставила ногу (для того чтобы защитить свою сумку, которая лежала под этим боксом) и вода затекла мне в туфель. Как приземлились, я сняла туфель и вылила из нее около 200мл воды”.
Сложности на работе.
Катя: “Достаточно сложный график, мало личного времени, вся в работе. Порой попадается сложный экипаж или пассажиры”.
Даша: “Первое – это ручная кладь пассажиров. Иногда люди тащат с собой уж чересчур много добра на борт и его негде разместить. Кресла для младенцев. Но и с этой проблемой можно справиться. Также не стоит исключать и самих пассажиров, их вредные привычки, плохое воспитание. Но все же, подавляющее большинство путешествующих – интеллигентные люди, с уважением относящиеся к нашей работе и друг другу.”
Аня: “Нахождение общего языка со старшими бортпроводниками и со стюардессами, которые давно работают в авиакомпании.”
Выживание в женском коллективе.
Катя: “Нужно быть трудоголиком, выполнять все четко, согласно руководству бортпроводников”.
Нелепые просьбы, вопросы пассажиров.
Катя: «А над чем мы сейчас пролетаем?», «А можно сок манго?», «А можно я быстренько покурю?».
Даша: “ Больше всего раздражало, когда, не успев найти свое кресло, они уже спрашивали, когда будут кормить. Не хотели убирать сумки в полку в ряду аварийных выходов на крылья, грубили, тащили крупногабаритную кладь”.
Как сберечь свое здоровье от вредной работы?
Катя: “ Я купила компрессионные чулки, чтобы избежать варикозного расширения вен, обувь на 2 размера больше, поскольку ноги очень отекают во время полета. Принимала контрастный душ и витамины.”
Даша: “Употребляла больше свежих фруктов и овощей, выпивала не менее полутора литров воды в день. Пользовалась противотромботическим гелем, делала зарядку. Также рекомендуется ежегодный отдых в горах и на море”.
Аня: “Больше пила воды, старалась много спать, хотя редко это удавалось. Больше улыбалась и меньше вступала в полемику с пассажирами!”.
Вот такое романтическое и нелегкое призвание у хрупких девушек! Впрочем, это касается не только работы, а и жизни в целом!
Ваша, Карина Мельничук