Комиссия по аэропортам Великобритании рекомендовала строительство третьей взлетно-посадочной полосы в лондонском аэропорту Хитроу, сообщили в британском правительстве. Осенью ему предстоит принять окончательное решение о расширении авиаузла.
Из всех воздушных гаваней, пропускная способность которых могла быть увеличена, комиссия выбрала именно Хитроу, так как проект его развития был признан самым эффективным. В частности, он "предлагает наибольшую стратегическую и экономическую выгоду", включая возможности по открытию около 40 новых направлений, в том числе 10–12 дальнемагистральных рейсов.
Новую ВПП предлагается построить в северо-западной части воздушной гавани, лидирующей по объему пассажирских и грузовых перевозок в Великобритании. По предварительным подсчетам, расширение аэропорта, которое продлится около 10 лет, обойдется в 17,6 млрд фунтов стерлингов (28 млрд долл.) и за 60 лет принесет экономике Великобритании около 147 млрд фунтов (230 млрд долл). Кроме того, реализация этого проекта потребует сноса меньшего количества домов.
Однако у данного плана есть и недостатки, в частности повышение уровня шума и в перспективе ухудшение экологической обстановки из-за увеличения объема выхлопов. Также Хитроу имеет не самый большой потенциал для роста пропускной способности по сравнению с некоторыми другими аэропортами, рассматриваемыми для этих целей. В то же время в случае расширения другого аэропорта — Гэтвика, который сегодня имеет только одну ВПП, — дополнительная пропускная способность была бы сфокусирована в основном на ближних внутриевропейских маршрутах, что означает значительно меньшую экономическую выгоду.
В комиссии негативные последствия ввода в эксплуатацию третьей полосы планируют снизить, запретив прием и отправку самолетов в ночной период (с 23:30 до 6:00), усилив шумоизоляцию домов и т. п. В то же время общественность уже давно выражает обеспокоенность в связи с возможной реализацией этого плана. В частности, бывший мэр Лондона Борис Джонсон в беседе с телерадиовещательной корпорацией BBC отмечал, что проект может иметь "катастрофические" последствия. Он уточнил, что реконструкция предполагает снос около 800 домов. Вместо этого Джонсон выступает за строительство нового четырехполосного аэропорта в устье Темзы, предлагаемого в качестве альтернативы расширению Хитроу. Однако британская комиссия по развитию аэропортов отклонила проект из-за того, что сочла его реализацию слишком рискованной с экономической точки зрения (на момент принятия решения, в сентябре 2014 г., работы оценивались в 115–148 млрд долл.).
Строительство третьей ВПП в аэропорту Хитроу — один из самых актуальных вопросов развития транспортной инфраструктуры Лондона и Хитроу как хаба. Две действующие ВПП в воздушной гавани работают на пределе своих возможностей. Проект прокладки полосы был утвержден правительством в 2009 г., однако после смены власти его заморозили.