B ситуации резкого удорожания бизнес-перевозок, вызванного просто изменением курса валют, пользователи, даже самые консервативные, склонны искать способы сокращения издержек. Сложившаяся российская практика предоставляет такую возможность: исключить лишнее звено — брокера (или сразу цепь брокеров), заменив, например, системой онлайн-бронирования чартеров. По мнению Владислава Зенова, гендиректора и одного из соучредителей системы Charterscanner, это сэкономит до 50% стоимости чартера.
"Убежден, что в текущих реалиях пассажиры склонны полностью отказываться от услуг брокеров, — говорит Игорь Алехин, второй соучредитель Charterscanner, — ведь в совокупности все факторы текущей ситуации приводят к разумному желанию клиента получать больший охват предложений с первой стоимостью". По его словам, для системы онлайн-бронирования, функционирующей с конца 2013 г., наступил новый благоприятный период, несмотря на то что российский рынок бизнес-чартеров упал в начале года более чем на 20%. Присутствующее "некоторое напряжение" в работе основатели системы связывают, скорее, "с экономической нестабильностью и постоянной концентрацией на изменении обстоятельств, чем с перспективой серьезного оттока пассажиров из сегмента чартерных перевозок".
Charterscanner отличается (в частности, от пионера в этой области, английской компании Fly Victor) тем, что получает доходы не с заказчиков, а с зарегистрированных в ней операторов, да и то не сразу. Из более чем 130 операторов с совокупным парком в более чем 600 ВС сейчас абонентские взносы (550 евро с каждого самолета в месяц) платят около десятка операторов, получающих от одного до четырех заказов в месяц через сайт. Что касается заказчика, то на один запрос через систему он получает от 20 до 40 предложений, из которых выбирает наиболее подходящее. Причем онлайн-заказом работа клиента с системой не ограничивается. В офлайне операционные центры оказывают круглосуточное сопровождение рейса. По словам Алехина, компания контролирует все детали организации и выполнения рейса, в том числе все разрешения, слоты, кейтеринг. В феврале Charterscanner, детище двух россиян и австрийца, с головным офисом в Дубае (ОАЭ), открыла представительство в Атланте (США) помимо уже существующих в Москве и Вене. Выход на американский рынок позволит, как рассчитывают создатели Charterscanner, удвоить базу самолетов, доведя ее до 1200 бортов к концу текущего года.
В феврале также было запущено мобильное приложение собственной разработки. В результате интенсивного развития количество клиентов системы, как утверждают соучредители, перевалило за тысячу.
Переход от услуг брокеров к онлайн-бронированию — не единственное изменение на российском рынке, прогнозируемое основателями Charterscanner. "Мы ожидаем, что в 2015 г. в среде обеспеченных людей будет преобладать тенденция избавляться от дорогих неликвидных активов — под эту категорию подпадают частные самолеты. Их владельцы предпочтут серьезным затратам на содержание воздушного судна выгодные перелеты на арендованных самолетах", — считает Алехин. "Поскольку процесс продажи самолета занимает до полугода, — рассуждает он, — есть вероятность, что рынок доступных для чартера самолетов пополнится бортами от частных владельцев, стремящихся таким образом минимизировать свои расходы на содержание ВС, выставленного на продажу".
Изменение структуры спроса в части размерности самолетов также имеет место, хотя в силу больших расстояний бизнес-джеты с увеличенной дальностью останутся в фаворе.
Легкие и средние самолеты Cessna Citation (от Mustang до XLS), Learjet 45/60 и Hawker 400/700/850 становятся все более популярными для перелетов внутри Европы благодаря своей относительной дешевизне. На маршрутах по России, в Америку и в азиатском направлении востребованы тяжелые Falcon 900, 2000 и 7Х, Bombardier Global 5000/6000, Gulfstream G550.
А вот массовая пересадка бизнес-пассажиров в премиум-классы обычных авиакомпаний по-прежнему маловероятна. "В целом же поведение преобладающего большинства клиентов российского рынка деловой авиации в 2015 г. будет сводиться к оптимизации расходов на перелеты и более агрессивному покрытию затрат на содержание самолетов в собственности", — резюмирует Игорь Алехин.
Тенденция к перераспределению пассажиропотоков с увеличением доли внутренних перелетов и сокращением международных, ярко проявившаяся в сегменте регулярных перевозок, как ни странно, отразилась и на бизнес-чартерах, хотя и не в двузначных цифрах. "Еще в декабре прошлого года процентное соотношение перелетов внутри страны и за рубеж составляло 30 к 70. В январе 2015 г. мы отмечаем увеличение перелетов по России на 5–7%, что показывает перераспределение доли перелетов внутри страны до 37%, а на международные перелеты, соответственно, приходится 63%".
Как известно, регулярные перевозки по России растут в основном за счет курортных направлений. По данным Charterscanner, частные чартеры следуют тому же тренду. Так, отмечается постоянное увеличение спроса на полеты в Крым. Однако извлечь выгоду из этой ситуации могут лишь немногочисленные российские операторы, располагающие воздушными судами, внесенными в российский регистр.
Что касается регионов России, то даже при растущем спросе развитие этих направлений по-прежнему сдерживается отсутствием адекватной инфраструктуры. "Взлетно-посадочные полосы находятся в посредственном состоянии во многих малых городах периферии, и далеко не каждый аэропорт способен предоставить необходимое наземное обслуживание для частных самолетов; проблемы возникают вплоть до трудностей в диалоге между иностранным пилотом и диспетчером в отдельных региональных аэропортах, не предусмотренных для приема иностранных самолетов. В таких случаях требуется помощь летчика-лидировщика на борту, — рассказывает Алехин. — Однако необходимо понимать, что потребность в частных перелетах там очень низка и инфраструктура имеет потенциал развития лишь с том случае, когда бизнес-активность городов пойдет в рост".
Одна из самых сложных задач Charterscanner — исключить участие в системе брокеров. С этой целью проводится тщательный скрининг клиентов. Говоря о ситуации на российском рынке, Игорь Алехин формулирует давно известный парадокс: "Клиенты из России — это существенная доля мирового рынка. По нашему анализу, на текущий момент более 200 международных операторов осуществляют обслуживание частных джетов, которые принадлежат гражданам РФ. При этом в России абсолютное большинство компаний на рынке предлагает брокерские услуги и лишь единицы занимаются менеджментом воздушных судов".
По его словам, развитию операционной деятельности в стране по-прежнему препятствует таможенное законодательство: регистрация воздушного судна может обойтись владельцу в дополнительные 20–40% от стоимости самолета, в зависимости от его типа. "Поэтому здесь больше распространена другая бизнес-модель: работа под крылом европейских операторов и лизинг воздушных судов с последующей продажей летных часов в чартерный сегмент".
Что касается брокеров, то в их адрес у владельцев Charterscanner находится много критических замечаний. И вряд ли все они — просто маркетинговый ход.
На первый взгляд инициатива Charterscanner выглядит беспроигрышной: оптимизация цепочки заказа бизнес-джета, онлайновые услуги и снижение расходов. Тем не менее едва ли можно ожидать однозначного успеха этой компании на российском рынке деловых перевозок, который традиционно известен своей замкнутостью и устоявшимися личными контактами между заказчиками, брокерами и операторами. Стоимость услуг — фактор важный, но не обязательно решающий. Вместе с тем тренд на рост прозрачности этого рынка, безусловно, наблюдается, и в этом смысле Charterscanner движется в тренде.