В четверг, 2 июля, представители Еврокомиссии и Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) выдали первые сертификаты безопасности, позволяющие иностранным авиакомпаниям совершать полеты в воздушном пространстве всего Евросоюза. Среди 22 получателей разрешений для эксплуатантов из третьих стран (Third Country Operators, TCO) оказалась крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" и принадлежащая ей OrenAir ("Оренбургские авиалинии").
Новые сертификаты безопасности, которые выдаются по итогам инспекции, призваны заменить соответствующие документы, которые до сих пор выдавали авиационные власти отдельных европейских стран, куда иностранные перевозчики выполняют полеты. Внедрение TCO призвано упростить документооборот и сократить соответствующие расходы авиакомпаний.
По словам исполнительного директора EASA Патрика Ки, на сегодняшний день запросы на получение сертификатов TCO подали около 700 авиакомпаний со всего мира (перевозчики из стран ЕС такое разрешение получать не должны). Крайний срок, к которому иностранные перевозчики обязаны получить документ, — ноябрь 2016 г.
Сертификаты TCO дополняют уже имеющиеся в ЕС инструменты контроля за авиационной безопасностью. Речь идет о программе инспекций на перроне SAFA (оценка безопасности иностранных ВС) и формируемом на основе этих проверок черном списке, который составляет Еврокомиссия (25 июня из него исключили Филиппины). Как ранее пояснили в исследовательской компании SGI Aviation, стандарт TCO, по сути, призван стать "белым списком".
Решение о создании системы TCO в 2008 г. приняли Европарламент и Европейский совет (главный орган исполнительной власти в ЕС). Изначально предполагалось, что инструмент внедрят в 2012 г., однако этот процесс затянулся.