Прошлые выходные были не только длинными, целых 3 дня, но и насыщенными, поэтому результатом моего отдыха (или работы, как кому нравится) будет целая серия заметок, сотня, а то и больше фотографий и 4 видео-ролика, один из роликов Вы уже видели, он стал новым приветственным видео для блога. Одну заметку я напишу в формате "Один мой День", она будет как раз про День России — 12 июня, только безусловно с албанским колоритом.
Сегодня же я расскажу про потрясающий опыт — путешествие на пароме по водохранилищу, которое зачастую называют Команским. Оно образовалось после строительства ГЭС в деревушке Коман, когда река Дрин разлилась по долине между горами и холмами. Произошло это в 80-е годы прошлого века. Именно из Комана мы и начинаем наше путешествие. Об этой поездке я мечтала с самого переезда в Албанию, мы всё ждали запуска парома, на котором можно было бы путешествовать вместе с машиной. Но грузовые паромы как раз 3 года назад перестали курсировать… А в этом году в мае кое-что изменилось. И об этом-то я сегодня и расскажу!
Эта заметка с фотографиями будет посвящена логистике: время отправления парома, время в пути, как добраться, какие лучше занять места, можно ли забронировать место для автомобиля и альтернативы парому, которые есть, для этого путешествия. А вторая заметка про Команское водохранилище будет в формате видео-рассказа, только видео позволит хотя бы частично передать красоту этих мест, фотографии уже с этим не справляются. В качестве резюме я всем советую совершить поездку в Вальбону, а она прекрасно сочетается с 2-часовым круизом по реке Дрин!
Про путешествие на машине к месту старта круиза я расскажу в отдельной заметке в формате "Один Мой День", а также в видео-рассказе про круиз. Сейчас только упомяну, что выехали мы пораньше, часиков в 7 утра из Тираны, чтобы успеть к 11 утра к месту погрузки. Муж очень переживал, что на пароме может не хватить места для нашего автомобиля (в этих краях он в последний раз был лет 20 назад), но волнения были напрасными, на паром погрузились все пассажиры и транспортные средства, которые хотели. Хотя это для Албании был рабочий день — пятница. Что там происходит в субботу и воскресенье, я не могу пока сказать.
Сама прогулка на пароме Alpin начинается в 12 часов из Комана (из Фиерзы паром выезжает в 9 утра). Паром начал регулярно функционировать только с 16 мая этого года, поэтому сейчас наблюдается всплекс интереса со стороны албанцев и иностранцев к Вальбоне и Команскому водохранилищу. По социальным сетям мне кажется, что только ленивый еще не съездил в Вальбону. ))) Корабль был отреставрирован весной. Фотографии до и после можно посмотреть на сайте компании-перевозчика или на их страничке в Инстаграм. В течение 3 лет грузовые перевозки по Команскому водохранилищу практически не производились. Оба парома стояли на приколе в районе Фиерзы. Теперь тут стоит только один из них и ждет своей очереди.
Пока большой паром не работал потихоньку начали появляться другие варианты перемещения из Комана в Фиерзу (и обратно) по озеру: — паром Бериша, который появился только в 2014 году, может перевозить несколько автомобилей и микроавтобусов (но не большие автобусы): http://www.komanilakeferry.com/, "Бериша" стартует из Комана не в 12 часов дня, а в 9 утра, поэтому многие турагентства продолжают сотрудничать с ними, выезжать из Тираны приходится в 5 утра, зато туристам удается подольше побыть в Вальбоне и не так жарко плыть на солнцепеке. Да и плывет он чуть быстрее — 1,5 часа. — дневные экскурсии Марио Молла: http://www.komanilake.com/. Именно этим вариантом воспользовалась моя подруга Ира в прошлом году. Тоже интересный вариант, особенно если в Вальбону ехать нет времени, а по озеру покататься хочется.
— информация о паромах и лодках периодически обновляется тут.
Паром Traget Alpin способен разместить на борту несколько больших автобусов. Это очень удобно. Только их погрузка происходит весьма хаотично. Всё смешалось тут. ))) Поэтому разгрузка и загрузка занимает ЦЕЛЫЙ ЧАС!
Стоимость этой поездки с пассажира составляет 300 леков или 2,5 евро. Мои родители в этом году снова летели в Тирану из Москвы через Вену с большой пересадкой. Уже изучив Вену за предыдущие визиты, они решили попробовать что-то новенькое и поплыли из Вены в Братиславу. Эта поездка стоила им в одну сторону по 35 евро! Конечно сравнивать эти две поездки не стоит, но мне почему-то пришел в голову именно этот пример. Причем поездка в Братиславу ни разу не была живописной, зато быстрой, чего не скажешь о заплыве по Команскому водохранилищу. )))
Расстояние между Команом и Фиерзой в 35 км паром преодолевает за 2 часа. Если вспомнить школьную программу по математике, то средняя скорость парома составляет ок. 17 км/ч.
Стоимость провоза легкого автомобиля на пароме в одну сторону составляет 1500 лек или 11 евро, плюс взимается дорожный налог за погрузку автомобиля в размере 200 лек, который идет не компании-перевозчику, а государству. Оплата проезда пассажиров и провоза транспортных средств осуществляется на месте. Нет возможности приобрести билеты заранее, и это не совсем удобно, так как до последнего момента не понятно, хватит ли именно твоей машине места. Стресс огромный. Муж заранее созвонился с ними, забронировал место по электронной почте, но толку от этого не было абсолютно никакого…
К тому же въезд и выезд осуществляются через узенький туннель. Мне до сих пор не понятно, как там машины внутри разъезжались. Хорошо, что мы приехали к 11 и успели заехать на пятачок рядом с кафе еще до прибытия парома. Муж у меня золото просто!
После всех волнений с погрузкой мы стали искать своё место под солнцем, в то время как все остальные стремились найти место в тени. ))) И самым популярным местом до отплытия была капитанская будка!
От мала и до велика делали тут селфи. Я не стала исключением. Пока родители занимали места не верхней палубе, а муж парковал автомобиль, я встала за штурвал, поставила отсрочку спуска затвора на моей Соньке на 10 секунд, поставила камеру на полку и сделала несколько селфи. Вот так. ))) Кстати, эти оранжевые штанцы американского производства и великолепного качества я отхватила всего за 250 леков в магазине распродаж "Kape" [кАпэ] в Тиране. И не говорите никому, что они висели в мужском отделе. Они на мне прекрасно сидят!
Вот только жара стояла такая, что пришлось их до колен подсобрать.
Температура +32 градуса, солнце жжет, ветерок лишь слегка обдувает, но виды заставляют тебя забыть обо всех этих неудобствах.
Повезло тем, кто догадался взять с собой зонтики и головные уборы. Солнцезащитный крем тоже был вполне уместной идеей.
Иностранцев было совсем немного. Я заметила только небольшую группу немцев, которые приехали на паром на большом туристическом автобусе.
В основном это были все-таки албанцы и мы. )))
Нижняя палуба для автомобилей пользовалась популярностью, хотя находится тут запрещено.
В тени пряталась целая куча народу. А одна семья из Англии, скорее всего путешествовавшая на своем автомобиле, разложила 3 раскладных стула и наслаждалась процессом. Меня на нижней палубе начало немного укачивать, хотя я от укачивания не страдаю в общем-то. Тут просто пахло машинами и продуктами горения топлива, на котором плавает паром. Поэтому я быстро сделала фотографии и пошла дальше изучать судно.
-На средней палубе находится бар со стульями и столиками, именно сюда стремились самые первые пассажиры, вступившие на борт. Тут самые "привилегированные места". На самом же деле тут душно. Одна радость — солнце не печет. Можно выпить воды, свежесваренный кофе и другие напитки. Продукты народ везет с собой. Как правило, это различная выпечка и фрукты. Но из-за духоты многие тут просто спят, уложив голову на руки на столе. А нас интересовали виды за бортом, а не полуденный сон. Да и места тут все были заняты. Муж только выпил чашку кофе, и мы тут же пошли обратно наверх.
Фотография капитана. К нему в рубку меня не пустили две девушки, которые не сразу поняли, что я иностранка.
И тут мы подплыли к самому узкому месту водохранилища и самому живописному. Кажется, что паром просто не пройдет в это узкое ущелье, но это лишь обман зрения.
С погодой нам повезло. От съемки между 12 и 14 часами дня я не ожидала ничего хорошего. Но именно облака сделали небо столь живописным!
В районе 14:15 мы подплыли к пристани в Фиерзе. Здесь как раз и стоит второй (меньшего размера) грузовой паром, который еще не успели отреставривровать. Но с таким повышенным спросом на этот круиз этот день не за горами, я более чем уверена.
Тут туристов ждали уже автобусы и микроавтобусы.
В Фиерзе находится самая верхняя ГЭС на реке Дрин. Тут во времена социализма был построен целый гоод для обслуживающего персонала станции.
Наш путь дальше лежал на машине из Фиерзы через городок Байрам Цурри (Bajram Curri), где-то видела в одном из отчетов, что его наши туристы читали "Байрам Карри", до Вальбоны. Но Вальбона — это уже совсем другая история!
А как Вы отметили День России?
09/07/2015 15:00