Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) представит на авиасалоне МАКС-2015 проект сверхзвукового коммерческого самолета. Об этом АТО.ru сообщили в пресс-службе организации.
Институт прорабатывает два варианта ВС нового поколения: сверхзвуковой деловой самолет (СДС) и сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС). Эксперт ЦАГИ в области создания СДС Владимир Юдин пояснил, что крейсерская скорость СДС/СПС при полете на трансатлантическую дальность будет не ниже 1900 км/ч. "С точки зрения деловой авиации это позволит существенно увеличить количество однодневных поездок на дальности свыше 3500 км", — отметил он.
Для СДС прорабатывается опция трансформируемого салона: VIP-класс — на 20 пасс. и смешанный класс — на 80 пасс. "Данная опция существенно увеличит привлекательность сверхзвуковых перелетов для привилегированных путешественников. Это также позволяет рассчитывать на коммерческую привлекательность эксплуатации самолета на дальних авиалиниях", — пояснил эксперт.
СДС/СПС будет отличаться от первого поколения сверхзвуковых лайнеров не только летно-техническими характеристиками, но и экологичностью, то есть значительно сниженным уровнем выбросов и шума. "Низкий уровень звукового удара в крейсерском полете позволит эксплуатировать машину над населенной сушей. Все это может обеспечить коммерческую привлекательность разработки", — прокомментировал Владимир Юдин.
Работы над проектом ведутся с конца 1990-х гг. С 2011 г. они выполняются в рамках государственных контрактов, заключенных с Министерством промышленности и торговли РФ. За четыре года в ЦАГИ выполнили цикл расчетных и экспериментальных исследований: изучили аэродинамические, газодинамические и акустические характеристики самолета и его силовой установки; разработали предварительную конструктивно-силовую схему авиалайнера; рассмотрели ряд воздушно-реактивных двигателей на базе существующих и перспективных отечественных газогенераторов. Также была усовершенствована методика и обновлено оборудование для проведения летных испытаний по измерению звукового удара.
Первый цикл испытаний модели СДС/СПС в трубе малых скоростей прошел в конце прошлого года. "Он был направлен на изучение аэродинамических характеристик перспективного самолета на режимах взлета и посадки. В результате мы получили исходные данные для оценки устойчивости и управляемости авиалайнера на малых скоростях в широком диапазоне углов атаки и скольжения. Также уточнили оценку сбалансированной длины взлетно-посадочной полосы", — рассказал Владимир Юдин.
В настоящее время прорабатывается внешний облик самолета. К 2020 г. планируется изготовить стендовый образец двигателя. Опытный экземпляр, предназначенный для летных испытаний, возможно, поднимется в воздух уже в 2025 г.
Если проект СДС/СПС реализуют, он станет первым в России сверхзвуковым коммерческим самолетом со времен эксплуатации Ту-144 (завершилась в 1978 г.). Еще одним самолетом со схожими характеристиками, который ранее использовался в мире, был европейский Concorde (выведен из эксплуатации в 2003 г.).
Несмотря на то что в США и ряде стран Европы полеты на сверхзвуке над населенными территориями запрещены, в Америке сейчас разрабатывают два проекта сверхзвуковых коммерческих самолетов. Речь идет о бизнес-джетах AS2 от Aerion Corporation (в создании самолета участвует Airbus) и Spike S-512 от Spike Aerospace. По предварительным данным, поставки первого из них назначены на 2022 г., второго — на 2018 г. Ожидается, что крейсерская скорость самолетов будет достигать 1,4M (почти 1500 км/ч) и 1,6M (1700 км/ч) соответственно.