В рамках развития собственной программы стыковочных рейсов в киевском аэропорту Борисполь крупнейшая украинская авиакомпания Международные авиалинии Украины (МАУ; на ее долю приходится 75% пассажироперевозок всех авиакомпаний страны)в конце 2015 г. намерена открыть рейсы в третий пункт в Казахстане (в дополнение к полетам в Астану и Алма-Ату), а в более поздней перспективе готова увеличить количество маршрутов в Россию.
Мы планируем начать выполнение рейсов в Актау. Когда-то этот город носил имя Шевченко, и есть историческая база для того, чтобы мы начали выполнять туда рейсы, рассказал ATO.ru вице-президент МАУ по коммерции Сергей Фоменко. Это серьезный промышленный город (расположен на побережье Каспийского моря. Прим. ATO.ru), в котором проживает достаточно много этнических украинцев, чьи семьи когда-то переехали туда на работу и остались. Много международного бизнеса, поэтому мы думаем, что, во-первых, жителям Актау мы сможем предложить удобный разлет через Киев в Западную Европу, в США. Как и европейским пассажирам и бизнесменам в обратном направлении. И, конечно же, всем гражданам Украины, у которых есть родственники в Казахстане.
По словам топ-менеджера, на сегодняшний день многие жители Украины переориентировались с работы в России на работу в Казахстане.
Это, кстати, к вопросу о том, куда нужно открывать новые рейсы. Мы видим изменение географии в перемещении нашей рабочей силы. Поэтому, надеемся, что Актау, рейсы в который мы планируем начать уже в конце 2015 г.,будет очередным серьезным и мощным маршрутом в развитии узлового аэропорта Борисполь, в развитии связей Казахстана и Украины, а также развитии транзитного потенциала Украины, говорит Фоменко.
Вместе с тем, в МАУ пристально следят за ситуацией на российском направлении. В летнем расписании лидирующий украинский перевозчик выполняет собственные рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Калининград. Но, например, более года назад из-за слабой загрузки МАУ прекратила полеты в Екатеринбург и Новосибирск. Правда, в рамках код-шерингового соглашения с S7 Airlines (российская авиакомпания выступает оперирующим перевозчиком, украинская маркетинговым) МАУ продает билеты на такие направления в РФ, как Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Уфа, Сочи и Самара.
Видно, что объем перевозок [между Украиной и Россией] значительно сократился по сравнению с тем, каким он был в 20122013 гг. По мере того, как рынок начнет демонстрировать восстановление культурных, деловых, семейных связей (очень на это надеемся!), мы будем планировать вернуть ту маршрутную сеть, которая у нас была раньше. Поэтому наши планы на 2016 г. пока открыты, сообщил вице-президент МАУ.
В украинской авиакомпании говорят, что если наступит улучшение, то перевозчик рассмотрит, какие из городов России (в первую очередь на Урале и севере страны) можно добавить в его сеть с узловым аэропортом в Киеве.
Раньше те прямые рейсы МАУ в Россию, которые мы вынуждены были приостановить, были достаточно успешными и пользовались спросом, рассуждает Сергей Фоменко. Пассажирам нравились простота и удобство аэропорта Борисполь, нравилось, что перевозка международная, поэтому все формальности проходятся один раз в городе вылета в Российской Федерации, багаж сдается там же. И это значительно удобнее, чем лететь через московский авиационный узел. Мы к этим планам готовы, ждем лишь сигналов с рынка, и сигналов положительных в отношениях между нашими народами.
Несмотря на то, что в первом полугодии 2015 г. пассажиропоток украинских авиаперевозчиков сократился на 8,5%, составив 2,731 млн пасс., МАУ демонстрирует положительную динамику. По итогам январяиюня ведущая авиакомпания страны выполнила 18674 рейса (увеличение к аналогичному периоду 2014 г. на 1%) и перевезла 2,06 млн. чел. (+18%). В этих условиях МАУ рассматривает возможность увеличения парка магистральных самолетов на 12 Boeing 737NG.
Отметим, что, по всей видимости, на рост пассажироперевозок МАУ положительным образом влияет реализация программы (стартовала в 2015 г.) низкотарифных перевозок на международных маршрутах из регионов Украины.
Авиакомпания МАУ ввела специальные тарифные программы и предложения по всем маршрутам, которые выполняются из региональных пунктов, резюмирует Сергей Фоменко. Из Львова в Болонью, Мадрид, Рим, Тель-Авив действуют специальные цены при покупке билетов заранее. Чем раньше покупать билеты на эти рейсы, тем дешевле это будет стоить. Скидка может составить до 50%. Аналогичная программа работает на рейсах из Одессы в Вильнюс, Харьков, Львов, Тель-Авив, Москву и Санкт-Петербург. Такие же программы есть на рейсах ОдессаБаку.