Авиакомпания Air China к 2017 г. планирует увеличить долю прямых продаж авиабилетов на свои рейсы с 27% до 50%. В рамках новой политики Air China будет предъявлять высокие штрафные санкции к туристическим онлайн-агентствам (online travel agency, OTA) на внутреннем рынке, а в некоторых случаях даже отказываться от сотрудничества с ними, в том случае, если цена на реализуемые ими авиабилеты будет на 2 и более процента ниже цены, указанной на официальном сайте китайского авиаперевозчика.
По мнению аналитиков, новая политика продаж авиабилетов компании Air China будет способствовать не только увеличению объема прямых продаж через сайт перевозчика, но и обеспечит доступ авиакомпании к личным данным пассажиров и их предпочтениям, что в конечном итоге позволит организовать более персонифицированное обслуживание клиентов компании.
Авиакомпании Китая с прошлого года активно продвигают политику прямых продаж за счет снижения комиссионных сборов OTA внутренними перевозчиками с 3% до 0%. В результате авиакомпания Air China сократила свои затраты на продажу билетов в первом полугодии 2015 г. на 42,6 млн долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Стратегия прямых онлайн-продаж завоевывает все большую популярность на рынке авиаперевозок. Если изначально она являлась одним из главных звеньев бизнес-модели многих низкотарифных авиакомпаний, то сейчас ростом объемов прямых продаж занимаются и многие традиционные авиакомпании. Авиакомпания S7 Airlines в 2014 г. в целях увеличения объема прямых продаж билетов отменила 2-процентный сервисный сбор за онлайн-бронирование и оплату билетов на своем сайте. Трансаэро в 2014 г. усовершенствовала свою систему онлайн-продаж, что позволило перевозчику увеличить во II полугодии 2014 г. объемы таких продаж на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
В Европе группа компаний Lufthansa, объединяющая в себе несколько крупнейших европейских перевозчиков, недавно приняла решение об открытии прямого доступа к своим инвенторным системам для агентов по продаже авиабилетов в обход глобальных систем бронирования (GDS). Данное решение позволит немецкому гиганту сократить свои затраты на оплату услуг GDS. Для этих же целей немецкий перевозчик ввел дополнительный сбор для билетов продаваемых через системы GDS. Этой же целью руководствуются и другие авиакомпании, стремящиеся наладить онлайн-продажи в обход GDS через свой сайты или порталы партнеров. Кроме того, предоставляя возможность бронирования билетов на своем сайте, перевозчики получают возможность реализации целого комплекса дополнительных услуг пассажирам.