Новая оценка условий труда. Для кого она обязательна уже сейчас и кто может подождать до 2018 года
Основной вопрос: вместо аттестации рабочих мест с 2014 года необходимо проводить специальную оценку условий труда. Для каких компаний это обязательная процедура и чем грозит непроведение оценки?
Решение: Проведение специальной оценки условий труда обязательно для всех компаний, в том числе тех, чья деятельность ограничивается офисной. Если менее пяти лет назад компания уже провела аттестацию рабочих мест, то со специальной оценкой можно не торопиться. В остальных случаях все зависит от обстоятельств. Кроме того, некоторым компаниям как можно быстрее провести специальную оценку будет даже выгодно.
С начала 2014 года действует новый порядок оценки условий труда: теперь компании должны проводить не аттестацию рабочих мест по условиям труда, а специальную оценку условий труда. Это установлено в Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 426-ФЗ), а также в сопутствующем ему Федеральном законе от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее – закон № 421-ФЗ). Правда, фактически возможность провести специальную оценку появилась только с 8 апреля 2014 года, то есть с даты, когда начал действовать приказ Минтруда России от 24.01.14 № 33н , утвердивший методику проведения оценки, а также классификатор вредных и (или) опасных производственых факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению.
Процедура специальной оценки очень похожа на действовавший раньше порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (он был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н, далее – порядок аттестации рабочих мест). В то же время появились некоторые новые правила, которые касаются как компаний, которые все это время откладывали проведение аттестации рабочих мест, так и тех, кто провел ее совсем недавно.
С 2014 года обязательным условием трудового договора стало условие о гарантиях и компенсациях за работу с вредными или опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ).
Последствия проведения специальной оценки условий труда
До 2014 года все компании независимо от вида деятельности обязаны были обеспечить проведение аттестации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). Но на практике многие не исполняли эту обязанность. Считалось, что дешевле заплатить штраф, если отсутствие аттестации обнаружит трудовая инспекция, чем платить за проведение аттестации в среднем 500–4000 рублей за одно рабочее место.
Теперь ситуация меняется. Во-первых, некоторым компаниям (как правило, промышленным) будет даже выгодно оценить условия труда, потому что это поможет снизить тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование. Хотя для кого-то результаты оценки, наоборот, могут привести к дополнительным расходам.
Во-вторых, с 2015 года изменится система ответственности за непроведение специальной оценки условий труда. Сейчас за это для компаний предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей, но может дойти и до приостановления деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц (директора либо иного лица, ответственного за охрану труда в компании) штраф составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а в случае повторного нарушения им грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ). С 2015 года штрафы вырастут: для должностных лиц они будут составлять от 5 до 10 тыс. рублей, а для компаний – от 60 до 80 тыс. рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При повторном совершении правонарушения или невыполнении предписания о проведении специальной оценки условий труда компании будет грозить штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, а должностным лицам – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ в редакции закона № 421-ФЗ).
Экономия на взносах в Пенсионный фонд. По результатам проведения специальной оценки рабочему месту присваивается один из классов: 1 класс – оптимальные, 2 класс – допустимые, 3 класс – вредные или 4 класс – опасные условия труда (ч. 2 ст. 3 , ст. 14 закона № 426-ФЗ). При этом за тех работников, которые трудятся во вредных или опасных условиях, компании должны выплачивать дополнительный тариф обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд », далее – закон № 212-ФЗ). Эти случаи указаны в статье 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и касаются работников, которые имеют право досрочно выйти на пенсию из-за занятости на вредных и опасных видах производства.
Интересный вопрос
Ряд функций в компании соответствует спискам вредных работ. По итогам недавней аттестации рабочих мест условия труда признаны вредными или опасными. Поможет ли специальная оценка в этом случае снизить тарифы?
Вряд ли, если за время, прошедшее после аттестации, компания ничего не улучшила в условиях труда. Дело в том, что компании, у которых вредный или опасный характер условий труда подтвержден результатами аттестации, должны платить дополнительные тарифы не в едином размере, а по тем же тарифам, что и те компании, которые провели специальную оценку условий труда и получили подтверждение вредности или опасности условий труда (ч. 5 ст. 15 закона № 421ФЗ, письмо ПФР от 12.02.14 № НП-30-26/1707).
Раньше основанием для обязанности платить взносы за таких работников по повышенным тарифам служило то, что выполняемая работа фигурировала в списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10). То есть были единые дополнительные тарифы, которые работодатели обязаны были платить, исходя из того, что по своему характеру та или иная работа попадала в указанные выше списки (ч. 1, 2 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ). Конкретные условия труда соответствующих работников у определенного работодателя значения для начисления взносов не имели (то есть действовала презумпция, что эти условия вредные или опасные). Теперь же, если по результатам специальной оценки рабочему месту будет присвоен 1 или 2 класс (другими словами, если вредные или опасные условия труда не обнаружатся), то, несмотря на формальное соответствие выполняемой работы той, которая числится в указанных выше списках вредных работ, работодателям не придется уплачивать дополнительный тариф – его размер составит 0 процентов (ч. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).
Следовательно, если в силу деятельности компании ее работники выполняют функции, соответствующие работам, которые указаны в списках вредных работ, но производственный процесс в компании настолько модернизирован, что де-факто условия труда вредными не являются, то компании может быть выгодна специальная оценка условий труда (она позволит снизить тарифы страховых взносов). Важно, что без специальной оценки условий труда понижения тарифов не произойдет, даже если компания недавно провела аттестацию рабочих мест, по итогам которой условия труда были признаны оптимальными или допустимыми. В целях отмены дополнительных тарифов страховых взносов учитываются только результаты специальной оценки, но не аттестации. Более того, даже если специальная оценка подтвердит вредные или опасные условия труда, может получиться так, что по ее результатам компания будет платить страховые взносы, хотя и по повышенным тарифам, но ниже, чем раньше. Так, если по результатам специальной оценки условий труда окажется, что работники трудятся во вредных условиях, то дополнительный тариф для компании составит от 2 до 7 процентов (в зависимости от подкласса), а если условия труда будут признаны опасными, то придется доплатить 8 процентов (ч. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ). Тогда как без специальной оценки (если аттестации рабочих мест тоже не было) уплате подлежит единый дополнительный тариф: в 2014 году – 4 или 6 процентов (в зависимости от вида работ), а в 2015 и следующих годах – 6 или 9 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).
Возможные потери. Готовясь к специальной оценке условий труда, важно понимать, что по ее итогам у компании могут обнаружиться вредные или опасные условия труда, даже если руководство этого не предполагало. Это приведет к тому, что у компании возникнут новые обязанности, которые связаны с предоставлением работникам дополнительных гарантий и компенсаций. Во-первых, тем работникам, чьи условия труда будут признаны вредными или опасными, нужно будет начислять оплату труда в повышенном размере по сравнению с другими работниками, которые выполняют те же функции в нормальных условиях. Их оклад нужно будет увеличить как минимум на 4 процента, если локальными нормативными актами или коллективным трудовым договором не предусмотрена более высокая надбавка (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Во-вторых, таким работникам в обязательном порядке необходимо сократить продолжительность рабочего времени до 36 часов в неделю (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ). В-третьих, при работе во вредных или опасных условиях работнику полагается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск – минимум семь дней, если более высокая продолжительность не предусмотрена коллективным договором или отраслевым (межотраслевым) соглашением (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). Невыполнение этих обязанностей грозит компании опять-таки привлечением к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Отчет о проведении оценки составляет организация, которая проводит специальную оценку условий труда, и утверждает председатель комиссии, сформированной для оценки условий труда (ст. 15 закона № 426-ФЗ). В состав этой комиссии помимо представителей организации-оценщика включаются также представители компании-работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представитель профсоюза, если есть профсоюз (ч. 1 ст. 9 закона № 426-ФЗ).
Когда и как часто нужно проводить специальную оценку условий труда
Как и при аттестации рабочих мест, все компании обязаны провести первичную специальную оценку условий труда, а в дальнейшем при определенных условиях проводить также очередную и внеплановую оценки. Для тех компаний, которые на данный момент прошли аттестацию рабочих мест, предусмотрены специальные сроки.
Первоначальная оценка условий труда. Итак, если компания менее пяти лет назад провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, то сейчас торопиться со специальной оценкой условий труда ей не обязательно. Оценку нужно будет провести, когда истекут пять лет после завершения аттестации рабочих мест, за исключением особых ситуаций, когда компания обязана организовать внеплановую оценку (ч. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Если же компания пока вообще не проводила аттестацию рабочих мест, то ей необходимо оценить условия труда не позднее 31 декабря 2018 года (п. 3 ч. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ). Сделать это можно поэтапно, то есть не обязательно оценивать условия труда сразу всех работников: например, можно начать с производственного отдела, а позднее заняться остальными (ч. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение – наличие в компании потенциально опасных или вредных условий труда, которые она еще не аттестовывала. В отношении них провести специальную оценку лучше как можно быстрее. Дело в том, что предельный срок (31 декабря 2018 года) на такие рабочие места не распространяется (ч. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ), а иной специальный срок для них не предусмотрен. Остается исходить из срока, предусмотренного для недавно созданных рабочих мест, – 6 месяцев с момента их организации (ч. 2 ст. 17 закона № 426-ФЗ).
Это рабочие места, указанные в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 10 закона № 426-ФЗ. То есть рабочие места тех работников, чьи профессии (должности, специальности) включены в списки имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Очередная оценка условий труда. Как и при аттестации рабочих мест, оценивать условия труда нужно не реже чем один раз в пять лет. Срок на проведение очередной оценки условий труда исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). Но это касается лишь ситуаций, когда при проведении предыдущей оценки были выявлены вредные или опасные условия труда. Если же таких факторов обнаружено не было и компания просто задекларировала условия труда как допустимые или оптимальные, то проводить очередную оценку через пять лет не нужно.
Внеплановая оценка условий труда. В статье 17 закона № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда компании должны провести внеплановую оценку, то есть до истечения пятилетнего срока на очередную оценку условий труда (по сравнению с порядком аттестации этот перечень немного, но изменился). В частности, внеплановая оценка должна состояться в течение шести месяцев со дня наступления одного из следующих случаев (ч. 2 ст. 17 закона № 426-ФЗ). Во-первых, если введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место. Во-вторых, если получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки из-за нарушения закона № 426-ФЗ . В-третьих, если изменились технологический процесс, производственное оборудование, состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной или коллективной защиты (при условии, что они способны повлиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников). В-четвертых, если произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая по вине третьих лиц) или у кого-то из работников выявлено профессиональное заболевание, причинами которых стало воздействие вредных или опасных производственных факторов. И в-пятых, при наличии мотивированного предложения профсоюза о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Не стоит забывать, что невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда может стать основанием для привлечения должностных лиц к уголовной ответственности, если это повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. В этом случае ответственным лицам могут грозить еще более существенные штрафы, лишение свободы или другие наказания (ст. 143 УК РФ).
Организации-оценщики. Если компания решила провести специальную оценку условий труда, ей придется начать с поисков исполнителя и заключить с ним договор. Эти организации должны отвечать ряду особых требований (они закреплены в статье 19 закона № 426-ФЗ), но в настоящее время оценкой могут заниматься те организации, которые до 1 января 2014 года были аккредитованы на оказание услуг по аттестации рабочих мест. Только перед заключением договора с таким исполнителем важно обратить внимание на срок действия сертификата аккредитации его испытательных лабораторий (центров): если этот срок истекает уже в 2014 году, то такая организация вправе проводить оценку условий труда только до конца 2014 года, а если срок истекает позже, то организация может заниматься оценкой условий труда до истечения срока действия сертификата, но не позднее 31 декабря 2018 года включительно (ч. 1–3 ст. 27 закона № 426-ФЗ).
Оценка офисных рабочих мест
Руководство компаний, не ведущих производственной деятельности, у которых все рабочие места ограничиваются офисом, разумеется, интересует вопрос, нужно ли проводить специальную оценку в отношении таких рабочих мест.
Аналогичный вопрос в отношении аттестации рабочих мест решался неоднозначно. С одной стороны, компания могла не проводить аттестацию рабочих мест, на которых персонал работал только с компьютерами или другой офисной техникой (пункт 4 порядка проведения аттестации рабочих мест). Но с другой стороны, Минтруд России считал обязательной аттестацию офисных рабочих мест, на которых сотрудники работали за компьютерами более 50 процентов рабочего времени, потому что такая работа требует проведения обязательного медосмотра (письма Минтруда России от 01.03.13 № 15-1/3012126-117, от 08.04.13 № 15-1-859).
Тогда можно было указать в должностных инструкциях, что работники проводят за компьютером менее 50 процентов рабочего времени, а остальное время работают с документами и т. д.
Теперь же четко установлено, что специальную оценку нужно проводить для всех рабочих мест, в том числе и офисных. Исключение предусмотрено только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и лиц, работающих у физического лица (ч. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ).
Правда, оценку офисных рабочих мест можно проводить по упрощенной системе: то есть независимая компания проведет идентификацию вредных или опасных факторов, укажет, что таких факторов не найдено, и тогда компании останется только подать декларацию в трудовую инспекцию (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Никакие дополнительные измерения на этих рабочих местах проводить не придется. Форма декларации и порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н (на момент подписания номера в печать приказ не зарегистрирован в Минюсте России). Такая декларация будет действовать в течение пяти лет со дня утверждения председателем комиссии отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 закона № 426-ФЗ). В дальнейшем этот срок продлевается еще на пять лет, если не произошло особых обстоятельств (ч. 7 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Такими особыми обстоятельствами могут быть несчастный случай на производстве с работником, в отношении рабочего места которого компания подала декларацию (за исключением несчастного случая по вине третьих лиц) или выявление у такого работника профессионального заболевания, причиной которых стало воздействие вредных или опасных производственных факторов. В отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда (ч. 5 ст. 11 закона № 426-ФЗ).