Как авиакомпании рассчитывают вес пассажиров? Ошибка авиакомпании Tui могла привести к авиакатастрофе

Это интересно

Как авиакомпании рассчитывают вес пассажиров? Ошибка авиакомпании Tui могла привести к авиакатастрофеВы стоите в центре стойки регистрации вашей авиакомпании, ваш багаж на весах и вес отмечен с точностью до одной десятой килограмма-но как насчет вас? Потому что вес имеет значение, и это включает в себя вас и вашу ручную кладь. Больший вес требует большей тяги от двигателей вашего самолета, большей скорости для отрыва от земли и большего количества топлива, а последствия недооценки веса вашего самолета потенциально серьезны (не говоря уже о дороговизне для авиакомпании). Поймите это неправильно, даже если нет никаких результатов в области безопасности полетов, и правительственные регуляторы, отвечающие за безопасную эксплуатацию авиакомпаний, скорее всего, начнут задавать вопросы.

Именно это произошло с европейской авиакомпанией Tui, которая провела серьезное расследование инцидента в британском отделе расследования авиационных происшествий (AAIB), когда она недооценила взлетный вес самолета почти на 1200 кг.

Проблема Tui возникла в результате сбоя ИТ, когда 38 взрослых пассажиров, вылетающих из Бирмингема на Майорку в июле 2020 года, идентифицировали себя как «Мисс», а не «Мс». Это заставило программное обеспечение авиакомпании классифицировать их как детей, а не взрослых, и назначать каждому вес ребенка, а не взрослого, разницу более 30 кг для каждого из этих пассажиров. В результате цифры на грузовом листе, по которым летчик определяет тягу и скорость, необходимые для взлета, были выведены более чем на тонну.

Несмотря на то, что Boeing 737 взлетел благополучно, AAIB заключил в своем отчете в начале этого месяца, что «безопасная работа самолета не была поставлена под угрозу». Впоследствии Tui внесла поправки в программное обеспечение.

Вес пассажиров может варьироваться

Авиакомпании по всему миру рассчитывают вес пассажиров на основе рекомендаций авиационных регуляторов. Эти рекомендации варьируются от одного регулятора к другому. В Европе Европейское агентство по авиационной безопасности подсчитало средний вес пассажира мужского пола в 84,6 килограмма. Для женщин этот показатель составляет 66,6 кг, а для детей в возрасте от 2 до 12 лет-30,7 кг.

Есть небольшие расхождения, например вес пассажира летом на пару килограммов меньше, чем зимой. Мужчины, путешествующие бизнес-классом, весят больше, чем средний мужчина, женщины-бизнес-путешественницы весят меньше, но для простоты это цифры, которые большинство европейских перевозчиков используют круглый год и для всех классов пассажиров.

В США Федеральное авиационное управление устанавливает вес взрослого мужчины 90,7 кг летом и 93 кг зимой, но эта цифра включает ручную кладь. Для женщин-пассажиров и их ручной клади эти показатели составляют 81,2 килограмма летом и 83,5 килограмма зимой. Для детей в возрасте от 2 до 12 лет расчетный вес составляет 37,2 кг летом и 39,5 кг зимой.

Австралийское управление гражданской авиации (CASA) отмечает, что расчет веса пассажиров с использованием одной и той же стандартной цифры независимо от размера самолета проблематичен, поскольку увеличивает вероятность перегрузки самолета, особенно малого. Пассажиров часто взвешивают перед посадкой на небольшие коммерческие самолеты. Это особенно актуально в Австралии, где небольшие самолеты часто используются для перевозки пассажиров в отдаленных и региональных районах.

Основываясь на опросе почти 23 000 пассажиров, CASA рекомендует скользящую шкалу весов пассажиров, основанную на вместимости самолета. Для самолета, рассчитанного на 7-9 посадочных мест, вес составляет 86 кг для взрослого мужчины и 71 кг для взрослой женщины. Для самолета вместимостью 150-299 человек вес взрослого мужчины и женщины падает до 81,8 и 66,7 кг соответственно.

Это рекомендации, а не требования. Например, по словам представителя авиакомпании, «Qantas использует одобренную CASA систему контроля веса для контроля веса и распределения полезной нагрузки во всех операциях Qantas.»

Авиакомпании могут внести небольшие коррективы в показатели веса, рекомендованные регулирующими органами на основе собственных опросов веса пассажиров.

Несколько лет назад, перед посадкой на рейс QantasLink из Сиднея в Порт-Маккуори, меня попросили встать на весы вместе с ручной кладью. «Кантас» проверял вес пассажиров на цифре, которую он использовал, чтобы понять, не нужно ли их перекалибровать. Air New Zealand в настоящее время проходит через тот же процесс. По словам главного операционного директора Air New Zealand капитана Дэвида Моргана, «Каждые пять лет проводится обследование веса клиентов и экипажа в соответствии с нормативными требованиями.»

Что может случиться, если экипаж неправильно рассчитает вес самолета?

29 марта 2009 года из Мельбурна вылетел рейс Эмирейтс-407, направлявшийся в Дубай. Когда Аэробус А340-500 подошел к концу своего взлетного крена и накренился вверх для взлета, хвост ударился о землю и продолжал пробивать алюминиевую обшивку, пока не выбежал за пределы взлетно-посадочной полосы. Увидев опасность, капитан включил максимальную тягу, и, пропахав борозду на 148-метровом газоне Мельбурнского аэропорта, самолет взлетел. При этом он погасил стробоскоп в конце взлетно-посадочной полосы, а чуть дальше-антенную решетку, едва пробивавшуюся сквозь ограждение аэропорта.

При расчете требуемой взлетной скорости вместо того, чтобы ввести фактический вес самолета в 362,9 тонны, первый помощник нажал на соседнюю клавишу и ввел 262,9 тонны. Эта ошибка дала взлетную скорость около 40 узлов, или около 75 км/ч, меньше, чем требовалось для того, чтобы самолет оторвался от земли, и то, что было бы худшей авиакатастрофой в Австралии, удалось избежать с помощью усов. И капитан, и первый помощник впоследствии подали в отставку.

Может ли авиакомпания взимать плату с пассажиров по весу?

Может быть, но может быть и отдача. Именно это произошло в 2013 году, когда Samoa Air начала взимать плату с пассажиров по фиксированной цене за килограмм, умноженной на расстояние полета. Чем больше веса, тем больше топлива, посчитали в авиакомпании, так почему бы не заставить пассажиров платить по весу? В то время генеральный директор Samoa Air Крис Лэнгтон описал взимание платы за вес как путь будущего для авиакомпаний, но это не было так для Samoa Air. Всего через два года после начала массового платежа авиакомпания пошла вверх брюхом.

В 2016 году Hawaiian Airlines начала взвешивать пассажиров на рейсах между Гонолулу и Паго – Паго в Американском Самоа-не потому, что хотела взимать плату за килограмм, а потому, что ей нужно было убедиться, что вес равномерно распределен в салоне.

Оцените статью
Высший пилотаж