Если пришло время печатной бумажной продукции, есть два варианта. Первый – довериться рекламному агентству (так называемого «полного цикла»), оно обсудит с заказчиком все тонкости изделий, примет заявку, создаст или отредактирует дизайн и даже, возможно, утвердит оригинал-макет. Но, стоит отметить, что все это обойдется в +30 % от реальной типографской стоимости. Второй вариант – выбрать типографию, которая сделает тираж. Этот путь дешевле, но у него есть ряд подводных камней, которые и обсудим.
Какой нужен вид печати?
Это первый вопрос для выбора печатной мастерской. Увы, но современные понятия немного подменены. Например, типографией может называться производство, где установлена только одна цифровая машина и резак. В некоторых регионах такое предприятие носит название копицентр. Настоящая типография имеет в арсенале большое количество оборудования. И нацелена на создание больших тиражей, которые копицентр с одним цифровым принтером не сможет осилить.
Когда нужны дополнительные услуги?
Конечно, отпечатать 10 000 флаеров и порезать их – задача несложная для любой типографии, так как машина и резак в большинстве случаев у нее есть. А как быть с более сложной постпечатной обработкой? Ведь в зависимости от вида продукции это может быть:
- посадка блоков на термобиндер или пружинный биндер;
- прошивка;
- листоподбор;
- скобирование;
- нумерация;
- эмбоссирование (процесс выдавливания на твердых материалах);
- тиснение (вытиснение изображения на бумаге);
- конгрев (обратное тиснение);
- тигельная резка (фигурная формовка);
- ламинация;
- лакировка и многое другое.
Если продукция предполагает некоторые эффекты, тогда стоит искать типографию с дополнительными услугами. Для этого стоит задавать вопрос менеджеру напрямую. Если у типографии такого оборудования нет, заказчику либо предложат альтернативный вариант создания нужного эффекта, либо дадут координаты подрядчиков. Это обычно небольшие постпечатные мастерские, в которых имеется соответствующее оборудование.
Макет и цветопроба
Современные типографии предлагают утверждение оригинал-макета по электронной почте. Это возможно только тогда, когда нет особенностей цвета тиража или других нюансов. В противном же случае необходимо требовать печатную версию макета. Если заказчику отвечают, что такое невозможно, данная типография не является профессиональной. Все потому, что в полиграфии имеет место такое понятие, как «подписание пруфа». Последнее – это оттиск, сделанный на специальном цифровом оборудовании, по которому в дальнейшем ведется цветопроба, создается продукция.
Подписание пруфа – нормальное явление при профессиональной печати. Заказчику желательно это знать и защитить свой тираж.
Что касается цветоподбора, в 90 % случаев цвета на мониторе и бумаге значительно отличаются. Наиболее капризным в печатном деле является синий. Он может в процессе печати стать разным на каждом листе, что в результате явно забракует весь тираж. Потому печатать большое количество продукции без предварительного цветоподбора (или цветопробы) – бессмысленно и затратно.
Приемка готового тиража
Хорошая типография не только качественно примет и выполнит, но и отдаст тираж по всем законам жанра, а это: обязательное подписание акта выполненных работ. То есть, если клиент принимает работу, подтверждает количество и качество сданного тиража, далее претензии не принимаются. Это нормальная практика, так как все люди видят по-разному. И даже в самом идеальном тираже при желании можно найти минусы.
Потому, чтобы отношения с типографией сложились, нужно быть объективным к продукции. Например, при печати блока для ежедневников, календарей и другой продукции допускается расхождение от прямой на 2 мм, но не больше. Невооруженным глазом это практически не заметно, но иногда для снижения стоимости или по личным причинам приемщик тиража берет в руки лупу и транспортир и выверяет эти миллиметры.
Формирование цены
Самый интересный и наболевший вопрос для заказчика. Как образуются цены на продукцию, и почему на, казалось бы, один и тот же тираж стоимость может в несколько раз отличаться. Обговорим и это. В типографском деле есть два понятия:
- цельный тираж;
- сборный тираж.
Первое – когда на большом печатном листе (обычно от А2формата) раскладывается исключительно продукция от одного заказчика и одного типа. Например, надо 4000 постеров А4 формата. На А2 их помещается 4 штуки, соответственно, типография напечатает 1000 листов А2, и такой будет цена, плюс порезка.
Второе – когда на том же печатном листе располагается сразу несколько видов продукции от разных заказчиков. Допустим, есть 1000 еврофлаеров, 1000 визиток, 1000 постеров А4, 2000 листовок А5 и т. п. Все эти изделия раскладываются на форматный лист, затем просто идет печать А2. Такой подход будет выгоден тогда, когда заказчику надо напечатать всего 1000 еврофлаеров. Ведь если их делать цельным тиражом, это получится только 125 листов А2. Для цельного тиража очень дорого, а некоторые типографии даже не возьмутся за такой объем.
Подытожим! Если нужно 1000 экземпляров мелкой продукции (визитки, флаера, листовки) – подойдет сборный тираж. Это можно обговорить с менеджером типографии. Если 1000+ постеров А3 или блокнотов, календарей и т. п., оптимальным будет цельный тираж.
Заключение договора, политика конфиденциальности
Конечно, на малый тираж подобное мероприятие не требуется. Однако есть достаточно серьезные печатные проекты, в которых важна защита авторских прав и информации. Потому в случае такой печати заключение договора обязательно.
Внимание! Маленькая подсказка для клиента: если типография заставляет подписывать договор, пункты которого противоречат действующему законодательству (Конституции, кодексам), можно оборвать сотрудничество еще на этом этапе. Так как любой договор в государстве регулируется законами этого государства. Вне зависимости от типа организации: частная или муниципальная.