Столкновение частного самолета «Сессна» и вертолета «Робинсон-44» над Истринским водохранилищем обернулось 9 жертвами и актуализацией вопроса: «Почему так часто в России падает воздушный транспорт?». Редкие выходные с начала этого года обходились без сообщений о падении легкомоторных самолетов в российских регионах.
География аварий этого года: Самарская область — двое погибших; Ростовская область — погиб пилот во время тестирования самодельного самолета; Ставрополье — две аварии с участием «Зодиака СП-75» и «Сессны» — один пилот погиб на месте. Авария над Истринским водохранилищем выбивается из этого ряда не только числом погибших: авиаторы, четверо отдыхающих, согласившихся прокатиться на «Сессне», переоборудованной в самолет-амфибию, трое пассажиров вертолета. Предыдущий случай столкновения вертолета и самолета в нашей стране произошел в сентябре 1981 года. Тогда в небе над Железногорском столкнулись гражданский вертолет Ми-8 и пассажирский самолет Як-40. В результате катастрофы, произошедшей по вине экипажа вертолета, погибли 40 человек.
По мнению Аркадия Орлова — пилота-эксперта по подготовке кадров гражданской авиации, катастрофа над Истринским водохранилищем говорит о многих проблемах, накопившихся в законодательном регулировании отрасли малой авиации. А кроме того, о небрежном отношении летчиков к безопасности в небе. Другие эксперты также отмечают, что культуры управления воздушным судном и культуры поведения в воздухе отечественным авиаторам недостает. Это при том, что малая авиация и частные вертолеты, и другие воздушные суда весьма распространены, особенно в столичном регионе.
Авиапроисшествия с приватными вертолетами за последнее время нередко получали огласку в СМИ. Среди наиболее «громких» инцидентов, летчики, опрошенные LifeNews в связи с Истринской катастрофой, вспомнили похожий на нее петербургский инцидент.
В сентябре 2014 года опытный пилот А. Афонченков, приняв на грудь и взяв на борт друга из Латвии, поднялся в воздух над Финским заливом. После взлета с площадки яхт-клуба воздушное судно с бортовым номером 1233 рухнуло в воду, едва не протаранив одну из стоявших в гавани яхт. По некоторым данным, пилот хотел показать своему пассажиру фигуру высшего пилотажа. Лихачество стоило авиатору жизни.
Поздней осенью в Нижегородской области потерпел крушение «Еврокоптер AS 350 B3», на борту которого было 5 человек, в числе которых восьмилетняя девочка и бывший топ-менеджер компании «Газпром» Евгений Шербашов. Вероятной причиной называют ошибку пилота. Машина задела верхушки деревьев и рухнула на землю в густом тумане. Погибли все, кто был в вертолете.
В конце июля этого года были названы виновники громкой аварии Ми-8, в котором находились сотрудники администрации Мурманской области. Как установил суд, падение вертолета в Мунозеро произошло по вине пилотов. Тогда погибли 16 человек, включая и признанных виновными авиаторов.
Инциденты со столкновением двух воздушных судов происходят в мире тоже с пугающей регулярностью. Значительная часть из них приходится на показательные выступления и авиашоу, когда воздушные машины работают на пределе возможностей, а пилоты сознательно подвергают себя неоправданному, по мнению экспертов от авиации, риску.
Так, 31 мая, в Италии, у города Торторето, во время шоу «Альба Адриатика», выполняя фигуры высшего пилотажа, столкнулись два самолета. После этого одна из машин потеряла крыло и рухнула в море. 37-летний командир пилотажной группы пытался посадить самолет на воду, но трагедии избежать не удалось. Мужчина погиб вместе со своим Van’s RV-7.
Похожий случай с участием корейских учебных одномоторных самолетов
KT-1B, на которых выступали индонезийские пилоты, произошел на авиашоу в Индонезии. Момент аварии попал на видео. Огонь в воздухе уничтожил обе машины, а вот летчикам удалось спастись на парашютах.
Неосмотрительное отношение к собственной безопасности в воздухе свойственно и американским пилотам. По крайней мере, СМИ склонны были видеть причину столкновения военного самолета и гражданского именно в действиях пилота «Сессны». 7 мая в Южной Калифорнии легкомоторный самолет допустил опасное сближение с истребителем F-16 ВС США. Итог — двое погибших, пилот и пассажир легкого самолета. Пилот истребителя успел катапультироваться. Его машина уничтожена в результате падения на частный лесной участок.
22 июня в Канаде в окрестности Форта Макмюррей столкнулись две частные «Сессны» разных моделей. Один самолет рухнул, унеся жизни пилота и пассажира. А вот второй летчик, управлявший легкомоторной машиной 185-й модели, сумел ее благополучно посадить.