Багаж — камень преткновения для абсолютно всех новичков лоу-костов.Первое, что следует твердо уяснить, — вещи, которые вы везете с собой, делятся на два типа — непосредственно багаж (его сдают в багажное отделение) и ручная кладь (ее вы можете взять с собой в салон самолета).Правила, регулирующие перевозку багажа, у каждой компании свои. Если вы летите посредством Ryanair, то единица багажа не должна весить более 15 килограммов и стоить это вам будет 25 €. В случае с Wizzair все намного сложнее: за 32 килограмма вы заплатите от 15 до 25 € в зависимости от сезона («высокий» он или «низкий») и длительности полета.
«Высокий» сезон длится с 9 июня по 23 сентября и включает также период рождественских каникул — с 15 декабря по 7 января. Далее стоимость провоза единицы багажа рассчитывается по следующей схеме:
- полет длится менее 1 часа 50 минут и относится к «низкому» сезону — 15 €;
- полет в «низкий» сезон длится более 1 часа 50 минут ИЛИ имеет место в сезон «высокий», но лететь нужно менее 1 часа 50 минут — 20 €;
- «высокий» сезон и длительность полета более 1 часа 50 минут формируют цену в 25 € за единицу багажа.
Есть и приятные региональные сюрпризы: если вашим перевозчиком выступает непосредственно Виззэйр Украина (на билете указан код WAU), одна единица багажа достанется вам бесплатно. За вторую и все последующие придется платить.
«Сколько вешать в граммах?»
Главный совет: взвешивайте все заранее, дома и в чемодане. Зачастую малоопытные туристы, прикинув на глаз, что «у меня же только одежда», плотно набивают свою личную единицу багажа, нимало не заботясь о последствиях. А ведь они могут быть весьма плачевны.В аэропорту во время паспортного контроля сотрудник авиакомпании непременно попросит вас взвесить багаж — это обязательное правило. Далее в игру вступает человеческий фактор. Если строго следовать букве багажного закона, то перевес даже в 100 граммов карается дополнительной оплатой. На деле же все напрямую зависит от человека, который будет вас обслуживать. По собственному опыту могу сказать, что превышение нормы на полкилограмма практически всегда безнаказанно пропускается, а по негласному правилу даже одно «сверхкило» в принципе допустимо. Однако все это — на усмотрение сотрудника компании-перевозчика! Даже при весе чемодана в 15,1 кг (для Ryanair, например) он с полным правом и имея на то все основания может потребовать у вас оплатить перевес. А расценки в аэропорту поистине драконовские: за лишнее кило вам придется выложить около 15 €, и это при стоимости всего чемодана в 25! Согласитесь, гораздо проще позаботиться обо всем заранее.С другой стороны, никто не будет заставлять вас оплачивать все немедленно. Сначала вам вежливо предложат перепаковать сумку или чемодан. Это предполагает перекладывание части вещей в ручную кладь, или — внимание, туристическая хитрость! — надевание чего-нибудь на себя, или (и это самый крайний случай) физическое избавление от лишнего багажа, то есть попросту безжалостное выбрасывание.Замечу отдельно о туристической хитрости: все о ней знают, в том числе и сотрудники всех авиакомпаний, но это абсолютно законно. Ни в одной полетной инструкции не сказано, сколько одежды имеет право надеть на себя пассажир, входя в самолет, а значит, никто не может воспрепятствовать вам лететь в трех свитерах и кардигане. Я, например, ничтоже сумняшеся однажды летела в пальто и зимних сапогах… в разгар лета.Кстати, о верхней одежде — в Wizzair ее официально можно брать с собой в салон («пассажир имеет право взять с собой в салон самолета пальто или одеяло» — цитата из правил перелетов; обратите особое внимание на одеяло!), в Ryanair вы вольны надеть на себя все, что считаете нужным (хотя, думаю, вариант с шубой и/или манто нужно все-таки продумать заранее).Еще одна личная наработка: в карманах пальто или пиджака умещается огромное количество всяческой мелочи, которая может испортить вам «сводную таблицу веса» всего багажа.
Ручная кладь
На мой взгляд, это наиболее трудный для восприятия и реализации материал в нашем курсе «Лоу-косты для чайников». Проблемы начинаются уже на этапе визуализации, и я имею в виду сейчас размеры и вес:
- у Ryanair и Wizzair они одинаковы: 55 х 40 х 20 см и не более 10 кг;
- у EasyJet вес не ограничен, а параметры чуть больше — 56 х 45 х 25 см.
Если вы лишь пробежались глазами по указанным цифрам, а то и вовсе пропустили их, то, уверяю вас, глубоко ошиблись. Ваша ручная кладь действительно должна соответствовать всем этим характеристикам, иначе — «платить извольте-с!».Что было ранее?Было совершенно невозможно найти маленький чемодан или даже дорожную сумку подходящих размеров. Чаще всего «подводила» ширина: ну в самом деле, что за дискриминация по оси Z? Ни один уважающий себя производитель не станет выпускать сумок и чемоданов такой малой вместимости. В итоге каждый изворачивался, как мог, в ущерб, естественно, себе, потому что провозить удавалось лишь объемные дамские сумки или специальные портфели для ноутбуков, набивая их «под завязку».Что есть теперь?Популярность лоу-костов резко возросла, и «чемоданно-сумочные» компании ринулись делить пустовавшую до этого нишу. Теперь вы можете спокойно и без лишней суеты найти чемодан нужной конфигурации именно для ручной клади. Некоторые производители пошли дальше и даже стали выпускать дорожные аксессуары с пометкой «Approved by… (Ryanair, Wizzair, EasyJet — нужное подчеркнуть)».
«К чему такая точность? — подумаете вы. — Не будут же они линейкой мою сумку измерять!»
Линейкой — не будут, но измерят непременно. В каждом аэропорту имеются специальные стойки разных компаний-авиаперевозчиков для проверки ручной клади. Выглядят они как клетки с металлическими ребрами, открытые сверху. На паспортном контроле и/или во время сверки билетов непосредственно перед посадкой вас могут попросить поместить вашу ручную кладь в эту клетку. Сумка или чемодан должны пройти внутрь и быть извлечены наружу — именно так проверяется их «профпригодность». Кроме того, нельзя превышать указанный вес (если такое ограничение есть). В случае невыполнения хотя бы одного или обоих условий (соответствие по размеру и весу) вы обязаны будете сдать ручную кладь в багаж. Естественно, заплатив согласно «аэропортовским» расценкам.Все это — идеальная ситуация, «как должно быть». Переходим к тому, что происходит на самом деле.
Для начала — ваша ручная кладь не обязана выполнять упражнение «входит и выходит» без сучка и задоринки. Это означает, что чемодан не должен проскальзывать в измерительную клетку и обратно, словно смазанный маслом, вовсе нет. Вы МОЖЕТЕ силой втискивать его туда и так же, с трудом, доставать — это допустимо. Я бывала свидетельницей даже крайних случаев — когда люди не могли достать ручную кладь из клетки и так и таскали ее (клетку с кладью) за собой по аэропорту, пока добрые служители не приходили им не помощь. В самолет, однако, такую «ручную кладь» все-таки не пропустили — следует иметь это в виду и не забывать, конечно же, все о том же человеческом факторе: среди сотрудников авиакомпаний иногда встречаются буквоеды, грудью встающие против лишних 1–2 миллиметров.
Следующий момент, вызывающий большое количество вопросов и недоуменных возгласов: сколько предметов могут подпадать под понятие «ручной клади»?
Ответ: один, все остальные считаются дополнительным багажом. Поясню: вы имеете право нести в руках один-единственный чемодан, ИЛИ дамскую сумку, ИЛИ портфель с ноутбуком, ИЛИ пакет (в том числе из дьюти-фри), ИЛИ маленький клатч на ремешке через плечо, ИЛИ что-либо другое разрешенных размеров и веса. То есть у вас может быть только одна единица ручной клади, и это нужно понимать буквально.Женщины, например, НЕ могут иметь чемодан и сумку через плечо или клатч — это будет считаться двумя единицами ручной клади, и вы должны будете вложить сумку в чемодан или сдать ее в багаж (опять же — за отдельную плату). То же самое касается чемодана и сумки с ноутбуком или, допустим, фотоаппаратом (любых размеров): все должно лежать в чемодане, и никак иначе. При этом, то есть после манипуляций со складыванием всего висящего и болтающегося в основную ручную кладь, последняя должна быть нужного размера и весить нужно число килограммов.Обобщим: иметь при себе одну ручную кладь означает нести в руках один-единственный предмет указанных формы и веса и не иметь ничего иного, перекинутого через плечо и «ну это же просто…».
Отдельно о товарах из дьюти-фри
Магазины данной категории зачастую пестрят объявлениями вроде «Вы можете взять покупку из нашего магазина в дополнение к своей ручной клади». Не можете. Потому что на каждом таком объявлении мелким шрифтом внизу дописано: «Уточните правила перевозки товаров из зоны дьюти-фри у вашего авиаперевозчика», а все известные мне лоу-косты в данном случае не вносят изменений в понятие ручной клади (см. предыдущий абзац).Единственная выгода — возможность провезти с собой больше жидкости, чем указано в правилах, но об этом мы поговорим чуть позже.Кроме всего вышесказанного, необходимо сказать и о частных случаях в каждой из наиболее популярных компаний-перевозчиков. Итак…Ryanair: иных, помимо уже названных, особенностей замечено не было. Просто следуйте инструкциям.
EasyJet: «пунктуальность — вежливость королей» — запомните эту мудрую истину и следуйте ей, так как у данной компании лоу-коста действует правило «последних двадцати чемоданов»: если вы приезжаете в последний момент и проходите паспортный контроль в числе последних 20 (а иногда и 30) пассажиров, будьте готовы к тому, что вас попросят сдать ручную кладь в багажное отделение. С одной стороны, оплачивать эту неожиданную «багажную единицу» вы не должны (а это уже немало); с другой — теперь вы уже не можете контролировать ее сохранность и неприкосновенность; с третьей же стороны, если в самом начале вы вызоветесь добровольцем и сдадите ручную кладь сами, вам бесплатно предоставят priority boarding — право первоочередной посадки (обычно за это взимается n-ое количество евро в дополнение к цене билета).Wizzair: до этого года ничем не отличался от Ryanair и никак дополнительных требований не предъявлял. Однако с недавнего времени в тестовом режиме и постепенно вводится новое правило: пассажир имеет право провозить в салоне самолета ИЛИ одну ручную кладь малых размеров (небольшая дамская сумка или ноутбук в портфеле) бесплатно, ИЛИ одну стандартную, но заплатив за нее 10 € (вес обеих не должен превышать 10 кг). Обратите внимание — действует принцип «или — или», то есть везти одну бесплатную и одну платную ручную кладь вы не можете, придется выбирать. Аргументирует это нововведение компания тем, что так будет быстрее проводиться посадка на самолет. Что ж, полетаем — увидим.
Провоз жидкостей
С багажом никаких проблем нет: вы везете то, что хотите (учитывая, конечно, список запрещенных к провозу жидкостей, как то: горючие, токсичные, легковоспламеняющиеся и так далее), и берете всю ответственность на себя. Если в процессе транспортировки в вашем чемодане лопнула бутылка «Мерло» и вино залило одежду, виноваты вы сами, потому что только вам решать, что везти, а что — нет.С ручной кладью ситуация в очередной раз непростая. Разберем все по пунктам.
- Вы имеете право провозить в ручной клади жидкости общим объемом не более 1 литра. Главные слова здесь — «общим объемом»; это значит, что нельзя провезти, допустим, бутылку с литром коньяка. Как можно провозить — смотри пункт 2.
- Все жидкости должны быть расфасованы во флаконы емкостью не более 100 миллилитров. Если продолжить наш предыдущий пример, то вы можете разлить литр «Курвуазье» в мини-бутылочки и таким образом транспортировать его на родину (хотя кто в здравом уме поступит так с «Курвуазье»?).
- Указанных флаконов можно провозить не более 10 штук. Вот и набирается наш литр коньяка: 10 пузырьков по 100 мл. Хотя, замечу от себя, эта часть правил, при выполнение остальных, чаще всего игнорируется. Не будет ничего криминального в том, если вы, например, повезете 20 пробников с парфюмом или 30 пузырьков с чернилами для ручки объемом по несколько миллилитров каждый.
- Все емкости с жидкостями необходимо положить в прозрачный многоразовый пакет и во время досмотра предъявлять отдельно от всех остальных вещей. Здесь сразу несколько моментов, требующих разъяснений.
После паспортного контроля вы направляетесь в сектор досмотра, где ваша ручная кладь и другие вещи сканируются, а вы сами проходите рамку металлодетектора. На ленту транспортера укладываются отдельно ручная кладь и коробка с вашими личными вещами: верхней одеждой, мобильным телефоном, всей мелочью из карманов и т. д., а также — внимание! — пакетом с жидкостями.Пакет может быть как обычной прозрачной косметичкой (что чаще всего и используется пассажирами), так и иметь механизм открытия-закрытия. Он провозится внутри ручной клади и только перед сканером извлекается для досмотра.Настоятельно рекомендую перед полетом изучить список того, что ваш авиаперевозчик считает жидкостью. Да-да, случаются разногласия. Тем не менее, полезно знать, что практически вся уходовая косметика (гель для душа, шампунь, бальзам, абсолютно все кремы и т. д.) является жидкостью. Немного неожиданно то, что таковыми считаются также тушь для ресниц и лак для ногтей. Учитывайте это при упаковке своего имущества.
Голь на выдумки хитра
Со знакомым немцем произошел забавный, но весьма показательный случай. Одним жарким летом он летел заниматься альпинизмом куда-то в Швейцарию и вез все необходимое снаряжение с собой. В аэропорту его ожидал «приятный» во всех отношениях «сюрприз» — перевес в семь килограммов, — за который ему было предложено заплатить дополнительно немыслимые 105 €. Но какой же немец (а впрочем, и русский) отдаст 105 € за багаж при цене билета в 15? Знакомый решил воспользоваться правом на переупаковку и через некоторое время вновь появился перед стойкой регистрации — в полной альпинисткой экипировке (зимние комбинезон, куртка, перчатки, переброшенные через плечо, и ботинки). Шел он явно с трудом и обливался потом, но на предложение снять все это ответил твердым отказом:
«Мне удобно. Я полечу в своей одежде».
Перевес был ликвидирован, и знакомый благополучно сел в самолет. Как он рассказал мне чуть позже, сотрудники аэропорта не знали о главном — о 50 метрах альпинистского троса, обмотанного вокруг талии и спрятанного под курткой! Ведь без троса в горах — никак.
Источник Авиация,история авиации