Резина на велосипед специально разрабатывается для поездок по бездорожью. Агрессивные элементы протектора и шипы, которые протыкают насквозь мягкие слои почвы и цепляются за плотный грунт под ними, позволяют сохранять управляемость на любых поверхностях. Оптимальная покрышка для горного велосипеда обеспечивает хороший накат, чёткую контролируемость и амортизацию при движении, что увеличивает комфортность поездки.
Шина горного велосипеда состоит из трех основных компонентов:
- Бортировочный трос – удерживает покрышку на ободе и фактически служит основой всей шины. В большинстве случаев используется кевлар или его сочетание со стальным тросом, что делает конструкцию более легкой.
- Корд – составляет каркас покрышки. Корд надежно крепится к бортировочному тросу.
- Резина – каркас из корда покрывают резиновой смесью (как правило, одновременно используется несколько типов резины для улучшения эксплуатационных свойств покрышки).
Ключевые факторы при покупке покрышек для горного велосипеда
1. Размер колеса и ширина покрышки
Размер колеса: Покрышки горного велосипеда, как и колеса, выпускают трех основных размеров: 29 дюймов, 27.5 дюймов (650b) и 26 дюймов.
Перед покупкой убедитесь, что размер выбранных шин соответствует размеру колёс. Производитель обычно пишет на ободе размер покрышек, которые оптимально подойдут для колеса.
Ширина покрышки: Ширина — ключевой фактор, влияющий на степень комфорта и управляемость велосипеда. Чем шире покрышка, тем стабильнее себя ведет байк. Увеличивая пятно контакта, вы повышаете силу трения между покрышкой и грунтом, что благоприятно влияет на движение и повышает проходимость. Однако, у широких шин значительно хуже накат, и как следствие – достижима меньшая скорость движения велосипеда. Мало того, между рамой и шиной может набиваться грязь, что затрудняет вращение колес. Нужно найти компромисс между шириной и эксплуатационными требованиями к управляемости и мягкости. В кросс-кантри обычно используют покрышки шириной 1.8-2.2 дюймов, тогда как в более экстремальных дисциплинах применяют покрышки 2.1-2.4 дюйма.
Примечание: перед выбором покрышки, удостоверьтесь, что обода окажутся того же размера, что и шина, а зазор между перьями и вилкой позволит накачанному колесу свободно вращаться.
Важно помнить, что размерные значения отличаются у разных брендов. Например, 2.4-дюймовая резина от одно производителя может существенно отличаться по размеру от покрышки другого производителя. Лучше просматривать обзоры или детальные описания для уточнения этого фактора, а также искать официальную информацию производителя.
2. Бескамерные покрышки против традиционных
К бескамерными также относят вид обычных покрышек, которые могут быть использованы без камеры с применением специального изолятора на ободе и герметика. Такие шины обычно тяжелее и изготовлены из более плотной резины; это исключает травление воздуха через покрышку или борт и делает её более устойчивой к ударам.
Некоторые обычные шины можно превратить в бескамерные, используя конверсионные комплекты; они выпускаются, например, компанией Stan’s No Tubes и позволяют покрышкам с хорошей бортировкой использоваться без камеры на герметичных ободах. Среди обзоров покрышек встречаются статьи о личном опыте велосипедистов, использующих обычную резину на бескамерных ободах. Некоторые шины при этом работают намного лучше.
3. Для переднего и заднего колеса изготавливаются специальные покрышки
У большинства известных производителей для переднего и заднего колеса изготавливаются разные шины. Это не означает, что покрышки нельзя менять местами, но их форма и рисунок протектора были специально разработаны для оптимальной работы на нужном колесе.
Как правило, у передней шины больше направленных шипов и более низкий профиль. Это позволяет увеличить скорость и обеспечить хорошее сцепление на поворотах. Иногда у передней шины делают более высокий профиль, потому что переднее колесо не так сильно закапывается в грунт и забивается болотом, как заднее.
Задняя покрышка, в отличие от передней, имеет обычно больше плоских ненаправленных шипов, которые улучшают тягу, исключая прокручивания или буксовку. Задняя шина может быть более узкой, поскольку это улучшает её способность врезаться в грязь и не наматывать на себя грязь.
Какие покрышки следует выбрать для своего стиля катания?
Дисциплина кросс-кантри (XC) – в этом стиле катания необходимы относительно узкие покрышки, с хорошим накатом, более гладким протектором и небольшими шипами. Такие покрышки хорошо подходят для трасс средней сложности, с умеренным сыпучим грунтом и небольшим количеством травы. При большой влажности кантрийщики используют покрышки с узким профилем. Они лучше врезаются в грязь, а дополнительные удлиненные шипы исключают проскальзывания.
Дисциплины трейлрайдинга – требует покрышки, позволяющие более четко контролировать байк, чем в кросс-кантри. Они изготавливаются из более мягкой резины, что позволяет цепляться лучше за скалистые поверхности и имеют большую ширину для улучшения контроля на повороте и лучшей цепкости.
До какого давления лучше накачивать колёса при катании по бездорожью?
На внедорожной резине производителем обычно отмечается рабочий диапазон давлений, зависящих от веса байкера. Не превышайте отмеченный максимум. Или изучите полную таблицу давлений для данной покрышки и выберите подходящее для своего веса.