В Турине стоит, думаю, единственный в Европе средневековый замок, в который были встроены еще башни древнеримских ворот города, а позднее все это радикально перестроили во дворец, перекрыв внутренний двор и пристроив барочный фасад с лестницей. Его история нанизана на историю Турина, и я решил посвятить ей отдельный пост.
Замок был построен на основе восточных римских ворот. Сделали это савойские графы в средние века. Потому что в 11 веке маркиза Туринская вышла замуж за графа Савойского и земле объединились. Савойя — это на юго-востоке современной Франции, от Пьемонта ее отделяют Альпы. Столицей государства был Шамбери в Савойе. А в Турин правители приезжали вершить суд и расправу, и надо же им было где-то жить. Вот и построили замок из сохранившихся ворот.
Башни Римских ворот сейчас встроены внутрь и практически скрыты барочным фасадом, а хорошо видна более поздняя часть. Замок был стандартный, с 4 башнями и внутренним двором. Когда герцог савойский перенес столицe в Турин, замок сочли устаревшим, поселились в епископском дворце и начали строить королевский дворец. Но строили его очень долго.
А тут за герцога вышла дочь Генриха IV Наварского, Мария-Кристина, которой было 13 лет, при том что самому герцогу больше 30. В общем, она была не рад, приехав в такое захолустье. Но что есть — то есть. В двадцать с небольшим она родила герцогу наследника. А сам герцог вскоре умер от отравления, кто отравил — неизвестно. И его жена стала регентшей при малолетнем сыне. Мадама оставалась правительницей до самой смерти в 65 лет, хотя сын уже давно перестал быть малолетним, ему за 40 было. Но правила она хорошо, Турин и весь Пьемонт — развивались. Итальянцы ее называли Мадам, вернее, Мадама — на итальянский манер. Когда она приехала, королевский дворец еще строился. И потому она по-быстрому решила переделать замок. Внутренний двор перекрыли и сделали там несколько этажей громадных залов. Так он теперь и называется — дворец Мадама. Это было в середине 17 века.
Только фасада не было, его построила уже другая Мадама, в начале 18 века. Мария-Джованна Савойская была дочерью герцога Немурского, женилась на герцоге Савойском и тоже была регентшей при своем сыне. Во дворце Мадама она решила жить еще при муже. Впрочем, тогда замок Мадама и дворец были соединены переходом, он сгорел позднее. Но внешний вид замка не соответствовал новой моде, старый замок, пусть перестроенный ей не подходил. И она решила на его основе построить барочный дворец. Но архитектор успел построить только один фасад с лестницей. А потом она умерла, а ее сын решил, что на оставшиеся деньги он лучше построит загородную резиденцию.
А это — замок вечером.
Когда смотришь со стороны фасада, то совершенно не думаешь, что сзади может быть средневековый замок.
Перед замком на площади — необычный фонтан. Струи воды бьют прямо с поверхности площади, и между ними можно спокойно ходить — чем с удовольствием занимаются дети.
Вхожу внутрь. Весь барочный фасад занимает громадная лестница.
А в остальном замке сейчас музей. Отделка парадных покоев на втором этаже. Первый и третий были больше служебными, и там выставлено громадное количество интересных экспонатов.
Мальчик с летающим драконом с человеческой головой.
А здесь девушка с другим чудищем, человеком-змеей.
Коронация девы Марии Антонио Виварини, 1450. Коронует Христос, над ними — бог-отец. Кстати, допустимость изображения бога-отца — это большой богословский вопрос, ибо «его никто не видел», и приписывание человекоподобного облика может быть неверным.
Сюжет с Марией Магдалиной Defendente Ferrari (конец 15 века). Одежды, скорее, средневековые и на заднем плане — вполне себе корабли с парусами. Впрочем, художники всегда вольно обращались со временем, рисуя образы, а не историю.
Рождение Христа и поклонение волхвов.
Две створки с офигенно глубоким вырезанным рельефом. Там было больше. Но это тот случай, когда фотка не передает впечатление — она плоская.
Antoine de Lonhy, Троица (1470). Бог-отец снимает с креста бога-сына, Христа — и Бог-Святой дух парит рядом.
В подвале замка — запасники музея, куча стеклянных шкафов с различной керамикой и фарфором. Да, не подсвечено и верхние полки видно плохо, но в целом — можно увидеть. В других музеях запасники тоже есть, но туда не пускают.
Фарфоровая скрипка. Струн и колков нет, но есть для них место. Интересно, на ней можно было играть?
Перестройка замка коснулась и рва, которым он был окружен. Со стороны новопостроенного фасада рва нет, а с остальных трех — сохранился и превращен в сад-огород.
Черная смородина
И гигантский репейник.
Поместилась даже маленькая лужайка с фонтанчиком.
А это — красивый цветок, которого я не знаю, контрастное сочетание белого и черного.
Замковая стена снизу — видно, что здесь полноценный замок.
А это — боковая стена и видно, как она уходит в новый фасад.
И здесь тоже.
Поднимаюсь на первый этаж в парадные залы.
Сложный многоарочный потолок.
В зеркале на полстены комната продолжается. И визуально это дает гораздо большее впечатление, чем получается передать на фото.
Гигантский потолок с мелким узором.
Большой зал, уставленный экспонатами. Высота такая, что представлены фрагменты потолков от каких-то других помещений, и они не перекрывают основной потолок.
Царь Соломон на троне
Избиение младенцев
А этот сюжет я не запомнил. Кто-то мечем отбивается от ангела.
Фигура ангела парит в воздухе, там где меч — соприкосновения нет.
А это — самый большой зал, на месте бывшего внутреннего двора. Там сейчас ставят какую-то экспозицию и обещают это неторопливо делать до октября 🙂 так что можно только заглянуть. После объединения Италии, когда Турин некоторое время был столицей, в этом зале заседал сенат. А после переезда в Рим сенат начал заседать тоже во дворце Мадамы, названный так в честь совсем другой женщины, аристократке из римской знати 🙂 Такие вот совпадения.
Третий этаж. Снова прикладное искусство, выставка стекла.
Сначала я подумал, что это какое-то современное искусство. А потом оказалось, что это — оригиналы, с которых делали формы для фарфоровых фигурок. А сделанные и расписанные фигурки — в соседней витрине.
Собака — в натуральную величину и с роскошными зубами.
По башням замка идут лестницы и уводят еще выше.
В одной из башен наверху смотровая площадка, и туда уходит лифт.
Смотрю на крышу замка и панораму города.
17/06/2015 11:00