Четыре дня за рулём по грузинским дорогам открыли для меня множество порой забавных, а порой откровенно небезопасных особенностей местного автовождения. При более пристальном внимании складывается совсем безрадостная картина — полный бардак на главных трассах этой страны и основных дорогах в крупных городах является явным тормозом развития турбизнеса в Грузии. Конечно, на эту проблему можно смотреть по разному, увидев в ней, к примеру, незабываемый национальный колорит.
Мне вообще Грузия очень понравилось и я рекомендую посетить эту страну всем, кто здесь ещё не был, но стоить быть готовым к, на мой взгляд, одному из самых больших местных неудобств — движению на дорогах. Далее я постараюсь по возможности честно и непредвзято рассказать о своих впечатлениях от самостоятельного вождения машины в Грузии. Не претендую на объективность, ведь был я здесь всего ничего. И всё же к некоторым вещам стоит быть готовым заранее…
Грузия — страна недорогая для путешествий и неизбалованная вниманием туристов. Тем удивительнее кажется неоправданно высокая цена на аренду автомобиля. Эта услуга здесь стоит дороже, чем в Германии или Англии. К тому же грузине чаще всего предлагают в аренду иностранцам довольно сильно изношенный автопарк, а конкуренция в этой сфере услуг практически отсутствует.
Мировые бренды автопроката пока сюда не спешат. Пара представительств известных прокатчиков есть разве что в Тбилиси. Нам же выбора в Кутаиси практически не было, пришлось остановиться на Хюндае Герц непервой свежести за 70 долларов в сутки. К этой сумме пришлось добавить 200 баксов залога.
Одно из необычных требование прокатчика была сдача назад обязательно вымытой и вычищенной внутри машины. Не стоит пренебрегать этим пожеланием. На мойке неподалёку от аэропорта нашу машины пид***сили вручную в течении часа за смешные 3 доллара. Думаю, за сданную невымытую машину здесь могут содрать в разы большую сумму денег.
Первый шок привыкший к европейской манере езды водитель получит сразу же при выезде на самую главную автотрассу страны Тбилиси-Батуми.
К сожалению, качество этой дороги оставляет желать лучшего, а трафик остаётся сумашедший и днём, и ночью. Грузинских финансовых возможностей хватило лишь на создание 100-километрового участка качественной автотрассы от Тбилиси до небезызвестного Гори. Далее эта дорога превращается в кошмар и хаос — горные перевалы, крутые повороты, переезды напрямик через плотно заселённые городки и посёлки.
И все эти прелести сопровождаются постоянными, безумным лихачеством водителей и полным пренебрежением правил безопасностного движения.
Основное правило грузинских водителей: чем больше твоя машина, тем главнее ты на дороге. Милые и гостеприимные люди, сев за руль, превращаются в настоящих каскадёров и камикадзе, лишенных страха и упрёка. Об элементарной водительской вежливости здесь, видимо, никто никогда не слышал.
Адреналин не раз выплёскивался в мою кровь во время поездки по Грузии. Представьте себя на довольно хлипкой машине в крутом вираже, когда прямо на вас движутся две обгоняющие друг друга фуры, а сбоку на тройной обгон выскакивает битком набитая людьми маршрутка. И это всё происходит на дороге лишь с двумя полосами движения!
Кстати, водители маршруток — это вообще отдельная каста людей в Грузии. Есть ощущения, что работать сюда идут люди, у которых храбрость граничит с наглостью, а отсутствие страха перемешивается с полным пофигизмом по отношению к своим пассажирам.
Сам я не ездил на маршрутках, но постоянные клиенты этого вида транспорта в Грузии, видимо, давно не переживают за свою жизнь и здоровье. Ну, а гостям страны приходится молча наслаждаться всем этим местным колоритом.
За четыре дня поездки по Грузии мы были свидетелями четырёх аварий, при чём две из них выглядели с очень тяжёлыми последствиями. Это рекорд для всех моих путешествий!
Наверное, кто-то резонно спросит: "А куда же смотрит дорожная инспеция?". Да , в Грузии полиции много! И я даже верю, что она действительно не берёт взяток. Только вот поведение водителей полицейских машин на дорогах мало, чем отличаются от других участников автомобильного движения. Они также нагло обгоняют, подрезают и не уступают дороги. Также, как и все они не соблюдают скоростного режима. Да и вообще, кроме наличия проблесковых маячков их более ничего не выделяет на дорогах Грузии.
Удивительный и абсолютно нелогичный факт — несколько лет назад в Грузии приняли закон, что у находящихся на дежурстве полицейских экипажей должна быть всегда включена мигалка. Спешат ли они на помощь, патрулируют ли улицы или просто едут по своим делам — неважно, мигалка должна работать. Сначала я как дисциплинированный водитель старался съехать на обочину или как то иначе пропустить полицейские экипажи с этими мигалками. Потом же заметил, что таких экипажей уж слишком много. А ещё чуть позже понял, что всем участником движения на полицию на дорогах вообще никак не реагируют. Даже скорость никто не снижает.
Естественно при таком отношении навряд ли на дорогах Грузии когда-либо будет порядок. Зато в каждом даже небольшом городке самое новое и современное здание будет принадлежать именно полиции. Так что, внешний фасад правоохранительной деятельности приведён в порядок, ну, а что до сути…
Конечно, если съехать в сторону с главной дороги страны ситуация меняется. В горах машин немного, а асфальтовое покрытие чаще всего довольно неплохое.
Но разгоняться здесь не стоит. Во-первых, вместо новой недавно проложенноой дороге в любой момент может оказаться никак не отмеченная гигантская яма.
А во-вторых, за каждым новым поворотом здесь могут повстречаться местные жители в виде коров, овец и даже лошадей.
Чаще всего они никак не реагируют на автомобили, без всякого страха и нервов с чисто грузинским спокойствием продолжая следовать своему пути.
К тому же в горах часто меняется погода, может внезапно пойти град или наползти почти беспросветное туманное облако. В таких условиях стоит всегда быть начеку.
Неподалёку от уже описанного мною пещерного города Вардзия с нами в пути случился небольшой инцидент. Увидев на своём пути живописную крепость, я решил во что бы не стало сфотографировать её.
Завидев небольшой съезд я смело повернул руль и… угодил передним колесом в глубокую сточную канаву. Машина повисла на подвеске и выбраться самостоятельно у меня не было никакой возможности. На дороге не было ни души и я решил подняться на небольшой холм, чтобы осмотреться.
Сверху я увидел небольшой частный дом с джипом во дворе. Молодой парень в нём почти не говорил по-русски, но тут же понял в чём дело и через несколько минут вернулся с несколькими рослыми грузинами. Они буквально на руках подняли и вытолкнули нашу машину из канавы. Было приятно получить экстренную и абсолютно безкорыстную помощь где-то в далике от больших городов и шумных улиц.
За несколько дней я уже почти пообвыкся на грузинских дорогах, но тут меня ждал новый шок — мы приехали в Тбилиси! Причём сразу же попали в самый час пик на главный проспект города.
Я тут же понял что здесь автомобильная разметка для автолюбителей ничего не значит и все движутся в казалось бы полном хаосе и беспорядке. Я пытался держаться автомобильного ряда, но вскоре понял что это бесмысленно. Все едут так, как им кажется удобным, при движения влево или право даже не включая поворотники. Меньшие машины всегда пропускают большие — единственное правило, о котором я уже говорил.
Ещё одна грузинская особенность — и в Тбилиси, и в Кутаиси нет платных парковкок. Ставь машину где и когда хочешь! За мнимым порядком следят местные добровольцы-босяки, готовые присмотреть за любым автомобилем за небольшую мзду.
Всё это кому-то может напомнить Восток, я же не смог Грузию с кем-либо сравнить. В конце нашего путешествия я почти приспособился к местным реалиям и перестал ездить по выученым когда-то правилам, более полагаясь на интуицию и стараясь не пренебрегать чувством безопасности.
Мы вернулись домой целыми и невредимыми, доказав сами себе, что по Грузии можно ездить самостоятельно. И всё же мне кажется, если бы грузине хоть немного навели порядок в области автовождения, прививали бы культуру на дорогах с малых лет, то и дела с экономикой могли бы поправиться, а привлекательность страны для туризма только выросла. Пока же местный водительский колорит неким проклятием навис над многими местными проблемами, которые видимы невооруженному глазу. Здесь есть ещё много над чем работать…
17/06/2015 16:00