Я начинаю серию постов про Турин — столицу Пьемонта. Который с 10 века принадлежал Савойской династии, и в Турине была их вторая, итальянская столица, в то время как первая была в Савойе, во Франции. В 16 веке столицы поменялись местами, потом герцоги Савойские получили Сардинию и стали королями, в 19 веке поменяли свою родовую Савойю на итальянскую Ломбардию. А потом король Виктор Эммануил II вместе с Кавуром и Гарибальди объединил всю Италию, практически расширил границы, хотя брендировал это совсем по-другому.
Вот вокруг этой истории и будет разворачиваться пост, с фотографиями города, его дворцов и музеев, Туриской плащаницей, которая сейчас выставлена в соборе. А начну я с фото из королевского дворца.
А теперь пойдем по порядку. Обычно я в посте следую за прогулкой по городу, дополняя текст фотками, а здесь будет наоборот.
Итак, история Турина начинается с императора Августа, при котором на этом месте, рядом со слиянием рек По и Дора был размечен временный римский лагерь, через некоторое время ставший постоянным. А потом — выросший в город со своим театром и амфитеатром. Правда, в отличие от Вероны и Рима все это не сохранилось. А сохранилась квадратная планировка и пара городских ворот. Почему-то кирпичных. Говорят, римляне были практичными: есть мрамор — строят из мрамора, а есть глина — из кирпича. Северные ворота — стоят отдельно с кусочком стены.
И еще осталось немного развалин.
А на основе восточных был пристроен средневековый замок. Сделали это савойские графы в средние века. Потому что в 11 веке маркиза Туринская вышла замуж за графа Савойского и земле объединились. Савойя — это на юго-востоке современной Франции, от Пьемонта ее отделяют Альпы. Столицей государства был Шамбери в Савойе. А в Турин правители приезжали вершить суд и расправу, и надо же им было где-то жить. Вот и построили замок из сохранившихся ворот. А как его перестроили во дворец, реконструировав все изнутри и пристроив фасад, я расскажу отдельно.
Город тогда был небольшой. О чем видно по относительно скромным размерам собора.
Купол в лесах позади — он построен позднее, вместе с часовней для Туринской плащаницы, размеры которой превосходят размеры собора. Но это построено уже позднее, в 17 веке.
А пока у нас средневековье. Савойские герцоги воевали с Францией, вернее, франция все время норовила их захватить и это ей удавалось — что не удивительно, сравните размеры. И один из герцогов, Эммануил Филиберт унаследовал от отца только титул — все владенья были заняты Франциском I. Он поступил на службу к Карлу V, королю Испании. И в результате успешных войн против Франции, в конце концов вернул себе земли. И перенес столицу на другую сторону Альп, из Савойи в Турин. Потому что с той стороны — Франция и никаких перспектив, а рядом с Пьемонтом — небольшие итальнянские государства, земли которых можно захватывать. Произошло это в 16 веке.
Герцоги савойские владели большой реликвией — плащаницей. Это ткань, в которую был завернут Христос после распятия и на которой сохранился его отпечаток. Она принадлежала герцогам Савойским с 15 века, но более древняя история — смутна. Сейчас она показывается в соборе в открытом виде и посмотреть на нее идет громадный поток паломников. Выставляют ее редко и без расписания, а обычно она хранится закрытой. Поэтому я решил воспользоваться случаем и посмотреть, руководствуясь советами tesoro82 в этом посте. Надо сказать, добирался я с приключениями. При записи я обнаружил, что самое позднее свободное время — 17:30, и на него записался, прямо на день приезда. Прилетал я в Мальпензу два дня, так что был уверен, что спокойно доберусь. Но накануне решил посмотреть — каким образом. И тут-то выяснилось, что прямой автобус плохо сопрягается с моим самолетом, а подходящий поезд уходит через полчаса после посадки самолета. Но самолет сел на 10 минут раньше, я успел и спокойно купил билет с пересадкой в Милане на 15 минут. Только вот поезд из аэропорта где-то застрял и опоздал. И поезд на Турин помахал мне ручкой, он реально тронулся когда я к нему бежал. И, в общем не я один был такой опоздавший. Следующий поезд оказался через 20 минут, что не слишком страшно. Только вот он опоздал с отправлением на 10 минут, а потом шел не час, а полтора… В общем, в наличии — куча переживаний.
К счастью оказалось, что на время — особо не смотрят. Да и вообще, бумагу не проверяют. Так что я нормально прошел. Идешь довольно извилистым путем через дворцовый парк, это сделано, чтобы паломники шли, а не стояли на месте. Примерно в середине в зале демонстрируют фильм с рассказом о плащанице. Распоряжается этим такой импозантный дядя.
А потом идешь в собор, где она выставлена на алтаре. Вот она. Фоткать там вроде нельзя, но я хотел не столько ее саму снять, сколько охраняющих солдат. И когда кто=то из зрителей сделал снимок, то я тоже не удержался.
А это уже выход на площадь.
Герцог переехал. В замке жить не стал, он к тому времени устаревшим сильно был. Для разовой остановки еще ничего, а чтобы жить постоянно — нет. Поэтому герцог занял епископский дворец. Сказал епископу: у тебя самое большое здание города — вот я тут буду жить, а тебе дам землю — построишь себе еще что-нибудь. Епископ построил. Но те дворцы не сохранились, ни старый ни новый. Герцогам, в общем-то, епископский дворец сразу был маловат, только как временное жилище, так что они сразу начали строить себе большой дворец. Но строили его долго, лет сто.
Это — современный ансамбль дворцовой площади со стороны дворца.
Посредине площади расположилась живая статуя из двух монахов, один над другим.
А это — вид на королевский дворец с площади. Это — центральная часть, а крылья тянутся далеко.
Это — правое крыло дворца.
И дворец ночью.
Церковь святого Лаврентия. Она была построена на месте маленькой церкви, где плащаница хранилась после переезда. А еще с церковью связана история: она была построена по обету. Перед решающей битвой за возвращение своих земель герцог дал обет построить церковь в честь святого, в день которого будет победа. Сражение длилось насколько дней, и закончилась в день святого Лаврентия. Но герцог схитрил: вместо новой церкви переименовал старую. А новую построили уже его потомки.
Это — дворцовый парк.
А теперь посмотрим сам дворец. Интерьеры — роскошны.
Статуя на парадной лестнице. Конь попирает врагов.
Люстры в дворцовых залах висят не под потолком, а очень низко. Из-за этого фотки интерьеров затемнены. Наверное, это соответствует исторической правде — свечи-то в люстрах надо зажигать, а высоко-высоко этого не сделать. Да и электрические лампочки сначала были довольно слабыми.
Тронный зал.
Бесконечная анфилада комнат.
Многофигурные скульптуры
Зеркала и золото под роскошными потолками. Потолки все расписаны.
Оружейная галерея дворца. Я был в таких галереях во многих музеях, но только здесь рыцари — в парадном облачении и с перьями, и на настоящих лошадях — чучелах, а не макетах.
Такая роскошная серебряная маска-шлем
А эти доспехи все в позолоте.
Консоль под одним из столов. Дети играют со львом, все из разноцветного мрамора.
А эта лошадь рыжая в яблоках. Но, в отличие от королевских конюшен в Копенгагене, лошади безымянные, не подписаны.
А здесь уже более современный всадник. После всего я бы не удивился, если б тоже оказалось чучело, но нет — восковая фигура.
Оружейная галерея закончилась, иду по дворцу дальше. Снова роскошные потолки и стены.
Громадный обеденный зал.
А это — зал с альковом.
Росписи на зеркале.
А здесь фриз зала расписан танцующими фигурами.
Букет на стекле с короной — из отражения люстры.
Одна из дворцовых лестниц
На этом визит во дворец закончен. Панорама площади завершает пост — хотя до конца истории мы еще не добрались. Но пост и так получился длинным…
06/07/2015 15:00