Сан Франциско не зря славится своими трамваями. Это наверное единственный город в мире на свете, где есть три разных типа трамвайного сервиса. Есть самые новые, современные трамваи — раскрашеные в цвета системы Muni. Есть наоборот, самые старые, канатные — о них отдельно написал — это чисто туристический аттракцион. Но самые интересные и колоритные — это исторические трамвайчики линии F — которые служат своего рода действующим трамвайным музеем.
Помните, я тут какое-то время назад показывал разные старые машины, которые по Гаване разъезжают? Как Гавана похожа на салон старых машин, так Маркет Стрит в Сан Франциско смахивает на салон старых трамваев.
Маркет Стрит всегда была в городе трамвайной артерией. Что только не ходило по её ральсам — конки, кабельные трамвайчики потом электрические. К началу 1980х общественный транспорт упрятали в туннель под улицей, но к счастью рельсы демонтировать пока не стали.
Это пришлось очень кстати, когда в городе затеяли реконструкцию канатной системы трамвайчиков, которую очень любили туристы. Чтоб хоть как-то возместить любителям старого транспорта ущерб, власти города устроили летом 1983 года "трамвайный фестиваль" — выкатили из старых депо пылящиеся там трамваи, раскрасили их в пёстрые цвета, и пустили по сохранившимся рельсам.
Мероприятие пользовалось таким успехом, что его повторяли следующие пять лет, а потом решили сделать ветку постоянной. Когда ветка начала работу в 1995 году, она заменила маршрут автобуса — невероятная редкость в США, где на протяжении всего 20-го века происходило ровно обраное.
Сегодня трамвайчики F-line ходят вдоль Маркет Стрит и Эмбаркадеро, где конечная остановка находится возле супер-туристической Рыбацкой Пристани. По Сан Франциско разъезжают вагоны из разных городов США и других стран, датирующие от 1930-х до 1960-х.
На части маршрута трамваи делят дорогу с современными автобусами и троллейбусами. Выглядит это интересно, как будто трамвай привезли на съёмки исторического фильма какого-нибудь. Но это не декорации — все исторические вагоны тут настоящие.
Они раскрашены в пёстрые цвета, которые соответствуют их изначальному месту службы. На каждом висит табличка, указывающая его родной город. Вот этот жёлтый красавец например родом из Балтимора:
На Википедии есть полный список всех трамвайчиков, которые бегают по F-line. У каждого вагона свой номер, который можно в том списке найти, и узнать откуда он, и какого года. Вот например номер 1061 — Филадельфия, 1948г:
Любой гость Сан Франциско просто обязан хоть разок прокатиться на старом трамвае. Стоит это удовольствие всего $2.25. Остановки сделаны прямо посередине улицы.
Внутри очень похоже на московский трамвай моего детства. (Кстати в трамвайном парке Сан Франциско, под номером 106, есть и московский трамвай из Орла, 1912 года постройки. Но пока что он всё ещё ждёт своего звёздного часа реставрации. Кто знает, может в мой следующий визит уже можно бутет на нём прокатиться…)
Внутри салона висит табличка, объясняющая историю трамвая на котором вы едете. Чем не музей?..
А этот — из Детройта:
Чтоб вы не думали что только американские трамваи, напоследок вот вам, гость из далёкого Милана, в прекрасной жёлто-оранжевой ливрее. Мы его даже сперва с лиссабонскими кузенами перепутали, уж больно эти южные европейцы все похожи…
Очень жалею что у нас в Нью Йорке трамвай выпилили. Охотно бы на любом из таких прокатился по Бруклину…
23/07/2015 14:00